» » Что делать если ребенок садится. Как научить ребенка сидеть (упражнения с фото). Распределение времени занятий

Что делать если ребенок садится. Как научить ребенка сидеть (упражнения с фото). Распределение времени занятий

Каждая мамочка хочет, чтобы её малыш как можно скорее овладел всеми «взрослыми» навыками. Как только ребёнку исполняется заветные 6 месяцев, родители начинают ждать свершения чуда: вот, сейчас кроха возьмет и сядет!

Но что делать, если этот ключевой момент слишком долго заставляет себя ждать? Как помочь ребёнку преодолеть такой, казалось бы, простой, но всё же очень серьёзный этап развития, не причинив ему вреда и дискомфорта?

Когда начинать учить ребёнка садиться?

Всё, что касается физиологического развития ребёнка, носит строго индивидуальный характер. То же самое и с приобретением новых умений и навыков: малыш сможет научиться сидеть тогда, когда его организм будет полностью подготовлен к принятию нового положения. Следует понимать, что фактически научить малыша сидеть, так же, как ползать или ходить, невозможно, если ребёнок ещё слишком слаб для этого.

Если кроха недоволен вашими попытками помочь ему принять сидячее положение, значит, благоприятное время ещё не пришло. Не переживайте и отложите это мероприятие на несколько недель.

Для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в положении сидя, его костно-мышечная система должна находиться в достаточном тонусе. Мышцы тела ребёнка развиваются довольно быстрыми темпами с момента рождения, а в обязанности родителей входят постоянные занятия с малышом, способствующие укреплению мускулатуры.

Обычно перед тем, как научиться самостоятельно садиться, малыши проходят этап переворачивания с животика на спинку, а также уже умеют приподнимать и ровно держать головку.

Это значит, что мышцы шеи, плечевого пояса и спины уже готовы к тому, чтобы сохранять вертикальное положение.

Оптимальным возрастом для того, чтобы начинать помогать малышу садиться самостоятельно, педиатры называют 5-6 месяцев. Этот возраст совпадает с началом введения первого прикорма, ведь кушать еду с ложечки гораздо удобнее, находясь в положении сидя.

Стоит также помнить, что девочки садятся несколько позже, чем мальчики.

Сажать девочек раньше 6-7 месяцев опасно: такие действия могут стать причиной загиба матки, что впоследствии негативно скажется на работе репродуктивной системы.

Как правильно учить ребёнка сидеть?

Любые действия родителей, направленные на обучение малыша новым умениям, должны нести только лишь вспомогательный характер. Как уже было сказано, приступать к высаживанию ребёнка в то время, когда такая физическая нагрузка даётся ему с большим трудом, не просто бессмысленно, но и опасно, так как такие действия могут стать причиной формирования неправильной осанки и искривления позвоночника.

Отсюда исходит первое и самое важное правило – нельзя заставить ребёнка делать то, что он не может или не хочет.

Определить то, что малыш уже хорошо подготовлен для того, чтобы садиться, можно с помощью одного простого упражнения.

Все процедуры, направленные на тренировку малыша перед тем, как он сядет самостоятельно, должны проходить на твёрдой поверхности, чтобы ребёнок чувствовал хорошую опору. Это поможет ему скорее научиться чувствовать баланс.

Начинать любую тренировку необходимо с расслабляющего массажа. Аккуратно проводите ладонью по конечностям и туловищу ребёнка по направлению сверху вниз, при этом слегка массируя мышцы. Поглаживанием также сопровождается переход от одной группы упражнений к другой.

1 Потягивание за ручки. Ребёнок находится в положении лёжа. Мягко обхватите его запястья, вложив в ладошку указательный палец. Медленно тяните малыша к себе до того момента, когда его спинка окажется под прямым углом к плоскости. Задержите ребёнка в таком положении на 2-3 секунды. Это упражнение поначалу кажется довольно утомительным для грудничков, поэтому повторять его стоит не более 3-5 раз.

Интересно! Развитие ребенка на 2 месяце жизни

2 Усложнённое потягивание. Когда ваш малыш будет достаточно хорошо справляться с предыдущим упражнением, можно несколько его усложнить. Используйте только одну руку для опоры или вкладывайте между вашими ладонями и ладонями малыша резиновые или пластиковые кольца.

3 Раскачивание в стороны. При потягивании медленно раскачивайте малыша поочерёдно то в левую, то в правую сторону. Это упражнение поможет развитию усидчивости, чувства равновесия и баланса у ребёнка. Такая тренировка требует большого внимания со стороны мамы, поэтому вы можете подстраховать малыша от удара при падении, разложив по обе стороны от него подушки.

4 Данное упражнение поможет малышу принимать сидячее положение самостоятельно, опираясь на ручки. Ребёнок находится в положении лёжа. Зафиксируйте одной рукой предплечье малыша, аккуратно прижав его к основе, на которой лежит кроха. Покажите ребёнку яркую игрушку, и второй рукой помогите ему дотянуться до желаемого предмета. После поменяйте руки. Такое упражнение можно выполнять 5-7 раз.

5 Для занятий можно использовать также большой резиновый мяч. Положите ребенка на него животиком вниз, придерживайте его за поясницу. Не спеша раскачивайте мяч, при этом сгибая ножки малыша в коленях поочередно. Показывайте малышу яркий интересный предмет.

Хорошим результатом такой гимнастики является то, что ребенок начинает протягивать одну ручку к игрушке, опираясь на другую.

Почему ребёнок не хочет садиться?

Детки, родившиеся недоношенными, а также те, у которых отмечается задержка развития вследствие врождённого или приобретённого заболевания, могут начать садиться позже своих здоровых сверстников. Не забывайте, что крупные детки обычно менее подвижны, чем малыши, не имеющие лишнего веса.

В некоторых случаях процесс овладения навыком сидения затягивается до 7-8 месяцев, и это порой означает лишь то, что у ребенка свой, личный темп развития.

Научить ребёнка первому навыку садится просто. Для этого мы дадим вам правильные советы и расскажем, в каких случаях ребенку сложно сесть и как ему в этом помочь.

Содержание:

Маленький и крохотный малыш, что рождается совсем беззащитным всему должен научится в процессе адаптации к окружающему миру. Все родители, ухаживая за ребенком, мечтают по скорее услышать его первое слово, радоваться, как он уверенно сидит, а потом наблюдать, как он делает свои первые шаги. Но каждый человек - это индивидуальность и маленький ребёнок не исключение. Каждый из них имеет свои особенности в развитии: кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить и т. д. Все предусмотрено природой и волноваться по этому поводу не нужно. Самое главное задание родителей - быть внимательными к своим детям и помогать им познавать этот мир, который так богат впечатлениями.


На протяжении своего первого месяца малыш большую часть времени спит, и самое главное для него сейчас быть сытым и сухим. Но в конце второго месяца он уже чётко может фиксировать свой взгляд и какой-то период времени он бодрствует.

Третий месяц жизни ребёнка - это период, когда он с лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот. Маме нужно быть особо внимательной, ведь оставлять малыша одного может быть слишком опасно.

Период от 4 до 5 месяцев запоминается тем, что ребёнок уже не может лежать спокойно - он изучает свои ножки, ручки. И это уже начало того, что пора менять положение. Также особое его внимание принадлежит ярким и светящимся предметам, например, все малыши очень долго могут наблюдать за люстрой. В маленьких ручках уже появилось достаточно силы, чтобы удержать маленькую погремушку. Очень много мам на 5-тый месяц начинают садить детей , обкладывая подушками. Но такое поведение совсем не правильное. Для крохи это достаточно большая нагрузка на позвоночник, такими действиями можно только навредить ему. Запрещено так делать, если ребёнок капризничает, таким образом, он говорит, что ему в таком положении не комфортно. Нужно внимательно присмотреться к малышу, и он сам подаст вам знак, когда будет готов к этому.

И вот настал долгожданный час, когда можно учить малыша садится . В основном это припадает на 6?7 месяц. Как выше говорилось, у каждого малыша это может быть в разный период времени. Чтобы проверить готов ли малыш подвестись и сесть (конечно, пока ёще с помощью мамы), нужно чтобы он взял ручкой ваши указательные пальцы и тогда вы осторожно должны приподнять его в сидящую позу. Если кроха крепко держится за ваши пальцы и не отпускает, значит, его позвоночник правильно сформирован, и он готов поменять положение.

Как помочь ребёнку правильно сидеть?


Если первые попытки посадить ребёнка не вызвали у него никаких неприятных ощущений, то можно смело тренировать его мышцы и развивать дальше этот навык. Существуют специальные упражнения, что помогут вашему малышу с лёгкостью научиться сидеть:
  1. Подтягивайте ребёнка за ручки в положение сидя. Делать это нужно осторожно и постепенно. Для начала такое упражнение нужно проделывать один раз в день, а дальше увеличить по несколько раз в день.
  2. Садить нужно малыша только на твёрдую поверхность. Таким образом, он хорошо будет чувствовать под собой опору, и ему легче будет удерживать равновесие.
  3. На прогулке можно на полчаса поднимать спинку коляски. Так малышу будет ещё лучше удержатся, ведь тело будет зафиксировано, что в первую очередь, убережёт его от падений.
  4. Для того, чтобы ребёнку было удобнее научится сидеть, можно приобрести специальный для маленьких детей. Они есть разных видов: для положения, сидя (вертикальные) и для совсем крохотных детей (горизонтальные). Это очень удобная вещь, ведь они разработаны специально под нежное детское тело, с учётом всех его особенностей.
  5. Замечательно помогает массаж. Подготовьте свои руки: они должны быть чистые и тёплые. Разденьте ребёнка и положите на спинку (в комнате, где вы будете проделывать эти процедуры должно быть тепло - около 23?25 градусов). Аккуратно переворачивайте его на левый бок и на правый, а потом на животик и спинку. Также можно использовать упражнение с ножками. Положение такое же: возьмите руками ножки малыша ниже коленок и осторожно сгибая их в коленках. Если он сопротивляется, не нужно насильно делать упражнение, перенесите массаж на следующий раз.
Используя эти простые правила вы поможете крохе прийти к одному из своих главных достижений - научится сидеть. Ему будет легче усвоить положение, сидя и уже вскоре он сможет уверенно садится без поддержки.

Причины, по которых ребёнок не может сидеть

К сожалению, не все малыши могут без проблем научится сидеть. Казалось бы, что здесь нет ничего сложного и рано или поздно он сядет. Но проходит 7, 8, 9 месяц, а ребёнок так и не может этого сделать. В этом случаи, речь идет о серьезных заболеваниях, что возникают на психомоторном уровне. Чаще всего основные причины связаны с течением беременности и возникновение усложненный при родах. Но есть и другие причины, что могут мешать правильно, развиваться ребёнку:

  1. Осложнение при вакцинации.
  2. Преждевременные роды или перенашивание при беременности.
  3. Инфекция плода.
  4. Гипоксия плода.
  5. Поздний беременных.
  6. Очень стремительные роды или слабая родовая деятельность.
Эти причины и ещё много других нарушений могут привести к тому, что у вашего ребёнка появятся проблемы со здоровьем. Поэтому, при любых подозрениях на отставание в физическом развитии немедленно обратитесь к врачу. Ведь чем раньше вы избавитесь от источника болезни, тем больше шансов у вашего ребёнка полноценно развиваться.

Научить ребёнка сидеть совсем не сложно, ведь при нормальном развитии он рано или поздно научится всему. Но главное условие - это помощь родителей, ведь без их поддержки и внимания ему ничего не удастся. И конечно, главная составляемая в процессе ухода и воспитания - это любовь!

Познавательное видео о том, когда и как учить ребенка сидеть (Доктор Комаровский):

Советы специалистов. Надо ли учить ребенка сидеть, комплекс упражнений для развития умения присаживаться и равновесия, ориентировочные нормы.

Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?

Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».

В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.

А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?

Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.

Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.

Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы и весь организм ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему) не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов — ребенок сядет сам!

Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате — слабые.

Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:

1) Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.

2) Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,

3) Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).

4) Упражнение для развития ползания «Лягушка». Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).

Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка — движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.

Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.

Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?

Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!

Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.

Вывод:

— Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание . И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.

— Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.

Как научить ребенка сидеть: о нормах развития малыша.

Малыш начинает сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной в возрасте 7-8 месяцев. Также в этом возрасте малыш умеет садиться самостоятельно из положения «стоя на четвереньках». Сидя, малыш поворачивает туловище, когда тянется за игрушкой. В 8 месяцев ребенок в положении сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками.

А к 8-9 месяцам ребенок уже начинает, придерживаясь, за кроватку, пытаться вставать.

В 9 месяцев ребенок садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно. Переходит из положения сидя в положение для ползания. Встает на колени у опоры и удерживает тело в этом положении. Сидит продолжительно с прямой спиной, играя с игрушками.

Как научить ребенка сидеть: полезные упражнения для физического развития младенца.

Все данные ниже упражнения направлены прежде всего на развитие мышц ребенка и готовят малыша к сидению. Но не являются стимуляцией сидения или обучением ребенка сидеть.

В этих упражнения малыш не сидит, а учится менять позу тела и переходить в позу сидения и сохранять равновесие, то есть активен и подвижен.

Они будут полезны любому малышу, как физическая нагрузка для развития мышц и всего опорно –двигательного аппарата ребенка.

Упражнения делаются в возрасте малыша 6 месяцев и старше. Ни в коем случае нельзя усаживать или присаживать ребенка в возрасте 4-5 месяцев!

Когда и как нужно проводить упражнения:

— когда ребенок сыт,

— на свежем воздухе (в комнате не должно быть душно), можно летом заниматься на свежем воздухе.

— когда ребенок доволен, спокоен. Не стоит делать их, если ребенок хнычет или плачет.

— заниматься нужно не более 7, максимум 10 минут (при условии, что это нравится ребенку),

— при выполнении каждого упражнения взрослый разговаривает с малышом, называет части тела, читает потешки, комментирует свои действия: «Где левая ножка! Вот левая ножка! Давай потопаем – вот так!», «Давай сядем» и т.д.

Какие упражнения нужны малышу:

упражнения, побуждающие самостоятельно (ключевое слово – самостоятельно, а не мы усаживаем) садиться из разных положений (лежа на животе, на спине, из положения на четвереньках),

обучающие садиться, удерживаясь за палочку, колечко (сначала двумя руками, потом одной рукой),

тренирующие равновесие ребенка в положении сидя (например, сидение на надувной подушке или надувном бревне со страховкой взрослого)

Учимся сидеть: перечень упражнений для физического развития ребенка

Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Данные ниже четыре упражнения для детей от 6 до 9 месяцев разработаны в Институте коррекционной педагогики и подробно описаны в замечательной книге Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» (выпускает книгу издательство «Школьная Пресса»)

Упражнение 1. Ладушки.

Взрослый садится на пол. Малыша нужно посадить так, чтобы он сел между ног взрослого, а его спина касалась груди взрослого.

Ноги ребенка должны быть согнуты, руки разогнуты и лежат на коленях мамы. Стопы на поверхности.

Обхватываем локоток ребенка и хлопаем его раскрытой ладошкой по своей ноге. Приговариваем:

«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!
Маслом поливала,
Детушкам давала…
Хороши оладушки
У нашей бабушки!»

Затем повторяем упражнение другой ручкой ребенка.

Упражнение 2. Равновесие.

Взрослый садится на пол, ноги вытянуты. Нужно посадить ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел на Вас. Стопы ребенка на полу.

Медленно покачиваем малыша из стороны в сторону, стимулируя его удерживать равновесие.

Говорим в это время потешку:

«Ехали мы ехали,
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
Да в ямку – бух!»

Упражнение 3. Тепики.

Взрослый ложится на пол, себе под голову подкладывает валик, сгибает ноги.

Малыш сидит на взрослом и смотрит на маму, его ножки разведены, а стопы стоят на полу и опираются на него.

Берем ручки малыша в свои руки, толкаем его ручки, качаем малыша из стороны в сторону, вперед и назад.

Приговариваем потешку (можно выбрать любую). Например:

«Тепики- тепики, по водице хлопики!
Хлопики ладошками да босыми ножками»»

Упражнение 4. Мой веселый, звонкий мяч.

Малыш сидит на полу. Кладем перед ним большой надувной мяч. Подталкиваем малыша вперед (ручки вытянуты вперед, кисти раскрыты). Малыш пытается опереться о мяч. Читаем стишок:

«Мой веселый звонкий мяч!
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой!»

Упражнение «Надувной круг».

Еще одно классическое упражнение для развития равновесия в положении сидя – это упражнение «надувной круг».

Купите в магазине обычный надувной круг для плавания и используйте его для упражнений для развития равновесия в сидении. А когда малыш подрастет — он будет на нем плавать:).

Вариант 1. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были внутри круга.

Вариант 2. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были снаружи круга.
Чтобы сидеть на круге нужно балансировать. Поэтому обязательно подстраховывайте ребенка и помогайте ему опираться на ручки для удержания равновесия.

Во время упражнения используйте потешку, например, такую:

Тутушки! Тутушки!
Сели на подушки.
Тутушки! Тутушки!
Едем на подушке!
Тутушки, тутушки!
Пришли подружки,
Тутушки, тутушки!
Столкнули с подушки (снимаем малыша с круга).

Упражнения для развития умения ребенка самостоятельно присаживаться.

Как правильно выполнить присаживание ребенка с фиксацией колен из положения лежа на спине.

Купите в аптеке резиновые кольца для зубов – два одинаковых ровных кольца. Малыш лежит на спине. Поддерживайте своей левой рукой колени ребенка на полу. В левую руку ребенка своей правой рукой вложите колечко. Направьте эту руку ребенка вперед до прямого угла и побудите малыша сесть. Ребенку можно говорить каждый раз одни и те же слова: «Садись! Садись, Сашенька!». Слова не должны меняться – они должны быть одинаковыми каждый раз! (чтобы малыш их запомнил и понимал). Ребенок держится за колечко и опирается на свободную руку и присаживается. Сразу же возвращаем малыша в исходное положение лежа.

Упражнение повторяем два раза каждой рукой. Упражнение развивает мышцы брюшного пресса ребенка.

Усложнение упражнения:

Как только малыш освоит присаживание с помощью колечек, можно зафиксировать его колени, но не давать поддержку кольцом. Показать игрушку и сказать «Садись! Садись, Сашенька!», привлекая его игрушкой, которую хочется взять в взрослого.

Если малыш сел, опираясь на ладонь – то упражнение повторяется один раз.

Если малыш сначала опирается на локоть при подъеме, то повторяем его еще раз.

Упражнение считается освоенным, когда малыш поднимается за игрушкой сам без поддержки, опираясь на кисть своей руки.

Чтобы малышу было интересно, показывайте ему каждый раз что-то новое, что ему захочется взять в руки.

Как выполнить присаживание ребенка «Ванька — встанька»

Упражнение развивает мышцы шеи, спины и брюшной пресс.

Как правильно выполнять присаживание ребенка из положения лежа «Ванька- встанька». Упражнение очень важное. Оно выполняется всего один раз, а эффект – на всю жизнь! Так как формирование правильной осанки – это залог здоровья!

Исходное положение. Ребенок лежит на спине, ножками ко взрослому.

Первый этап. Ребенок лежит на спинке. Даем ему ухватиться ручками за большие пальцы наших рук (Ребенок держит своей кистью большой палец взрослого. А мы сверху обхватываем его кисть нашими четырьмя другими свободными пальцами. Получается очень крепкий «замок – сэндвич»: внутри большой палец взрослого, на нем – кисть ребенка – на ней четыре пальца взрослого. Даже если малыш перестанет держаться – он не упадет, так как мы его крепко держим)

Разводим ручки ребенка в стороны так, чтобы между ними получился угол 90 градусов.

Легко подтягиваем ребенка вверх, чтобы он приподнял голову и плечевой пояс.

Опускаем очень осторожно в исходное положение лежа – на бок. Обратите внимание – это очень важно: опускать на бочок нужно, чтобы малыш не ударился головой о стол!

Упражнение выполняем первый раз с укладыванием на левый бок, второй раз – на правый бок.

Для детей 4- 5 месяцев – добиваемся в упражнении только приподнимания головы и плечевого пояса, после чего укладываем на бочок. Не присаживаем ребенка ни в коем случае — только приподнимаем и кладем на бочок.

Для детей 6 месяцев и старше – упражнение проводится немного по-другому. Малыш в этом упражнении садится. Его обе ручки соединяются в левой руке взрослого. А правой рукой взрослый легко проводит вдоль позвоночника сверху вниз указательным и большим пальчиками. В ответ на поглаживание ребенок разгибает спину. Затем правой рукой взрослый придерживает голову малыша и укладывает его очень осторожно на спину (а не на бочок). Выполняем один раз в день.

Второй этап. Для детей 8 месяцев и старше. Ребенок лежит. Одной рукой взрослый придерживает его колени на столе. Другой рукой дает ребенку кольцо. Ручка ребенка с кольцом отводится в сторону. Взрослый подтягивает ребенка за кольцо вверх. Ребенок садится с опорой на кисть другой руки.

Врачами разработан комплекс упражнений, обучающих малыша присаживаться и развивающих опорно-двигательный аппарат ребенка.

Комплекс упражнений для развития умения ребенка присаживаться

Упражнение 1. Малыш лежит на спине, ножки прямые. Взрослый ладонью руки придерживает его ножки прямыми (фиксирует их). Взрослый берет ребенка за одну ручку и перенося центр тяжести на другую руку (например, взяв ребенка за правую ручку и ведя ее влево) стимулирует подъем корпуса с опорой сначала на предплечье и локоть, затем – на кисть.

Упражнение 2. На мяче.

Положите малыша на большой мяч, придерживайте его на мяче в области таза и за ножки. Покачивайте мяч. При этом малыш слегка поворачивается на бок и опирается на руку.

Упражнение 3. С круглым валиком. Положите валик на пол. Малыш стоит на четвереньках над валиком, опираясь на него животом. Взрослый ласково подтягивает малыша за таз и помогает ему сесть на пятки, положив ручки на валик.

Упражнение 4. С круглым валиком. Ребенок стоит на четвереньках над валиком. Взрослый показывает ему игрушку. Малыш тянется ручкой за игрушкой вверх и вперед, переносит центр тяжести на ножки и садится.

Упражнение 5. Четвереньки. Это также упражнение с валиком.

Ребенок стоит на четвереньках на большом круглом валике. Взрослый потягивает осторожно малыша за таз в сторону. При этом сгибается одноименная нога ребенка и на нее переносится центр тяжести. Другая ножка ребенка полусогнута. Из этого положения взрослый помогает малышу сесть рядом с валиком.

Комплекс по коррекции физического развития ребенка «Тренировка устойчивого сидения»

Комплекс проводится с детьми, которые уже сидят для развития устойчивости позы сидения.

Упражнение 1. Малыш сидит по турецки с поддержкой взрослого. Взрослый проводит пальчиками вдоль позвоночника малыша. Это движение стимулирует выпрямление спины.

Упражнение 2. Ребенок сидит в той же позе и поддерживается взрослым за плечи. Взрослый берет малыша правой рукой за правой плечо сверху, левой рукой – за левое. И отводит ручки и плечи ребенка назад. Туловище выпрямляется, голова поднимается.

Упражнение 3. Ребенок сидит по –турецки. Мама поддерживает его под грудь или за плечи. Взрослый берет привлекательную для малыша звучающую игрушку и перемещает ее в разные стороны на уровне глаз ребенка. Это стимулирует наклонять, поднимать, поворачивать голову в положении сидя. Постепеннь интенсивность поддержки взрослого уменьшается.

Упражнение 4. Ребенок сидит с прямыми ногами лицом к взрослому. Взрослый держит малыша за ручки, которые разведены в стороны. Взрослый покачивает ребенка вперед, назад, в стороны, по диагонали. Упражнение развивает устойчивость и чувство равновесия.

Упражнение 5. Ванька – встанька. Упражнение стимулирует опору на ручки при сидении. Исходное положение то же. Взрослый слегка покачивает ребенка вправо – влево. Когда делается наклон влево, взрослый отпускает левую ручку малыша, стимулируя эти опору на руку ребенком. Когда делается наклон вправо, взрослый отпускает правую ручку малыша, этим вызывается опора на нее.

Упражнение 6. Где игрушка? Упражнение учит поворачивать корпус при сидении. Ребенок сидит на краю стола, свесив ножки. Взрослый кладет рядом с ним на стол игрушку (на расстоянии от края стола) и побуждает ее взять в ручки. Чтобы захватить игрушку, ребенку нужно повернуть корпус в сторону. Затем взрослый кладет игрушку с другой стороны. Кладите предметы на разном расстоянии от малыша.

Упражнение 7. Возьми игрушку.

Ребенок сидит. Взрослый показывает малышу игрушки в разных положениях и побуждает их взять в ручки. Для этого малышу нужно наклонить корпус и вернуться в исходное положение.

Упражнение 8. Сидим на валике. Малыш сидит на круглом валике (сверху, валик между ножками). Правильное положение – опора стоп на пол. Взрослый придерживает малыша за туловище.

После этого взрослый показывает малышу игрушку и побуждает ребенка следать за игрушкой взглядом – поворачивать, наклонять, поднимать голову. Затем игрушка дается малышу в ручки.

Также можно положить игрушку впереди от ребенка. Этим мы побуждаем малыша сделать наклон к игрушке, ее достать и вернуться в исходное положение.

Итак, давайте подведем итоги на тему и ответим на вопросы:

  1. Обучать сидеть ребенка не нужно, нужно развивать опорно-двигательный аппарат ребенка, чувство равновесия в активной гимнастике. Тогда он и сядет и пойдет без проблем. И сам! В своё время, когда его организм будет к этому готов. А мы заложим основу для полноценного физического развития здорового малыша.
  2. Ни в коем случае нельзя насильно усаживать ребенка около опор или в подушки!
  3. Главное, что готовит ребенка к сидению, стоянию, ходьбе – это активное ползание, очень полезное для здоровья и физического развития младенца. Поэтому основной акцент нужно сделать именно на развитие этого движения ребенка, а не сидения.
  4. Физические упражнения полезны и важны для любого ребенка. Например, упражнение «Ванька — встанька» проводится раз в день, но при правильном его выполнении закладывает базис здоровья и положительный эффект на долгие годы!

А в заключении статьи — зарубежное видео о развитии у ребенка умения сидеть, в котором очень хорошо показана неправильная поза сидения ребенка, правильная поза и упражнения, выделено то, на что надо обратить внимание.

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Сайт запущен уже больше недели назад и, наверно, это неправильно, что до сих пор не было поста о Яне. Тем более что она время даром не теряла, а буквально за последние дни начала самостоятельно садиться!

Когда ребенок начинает сидеть официальные нормы

Нормы ВОЗ

В соответствии с позицией ВОЗ окно появления умения самостоятельно сидеть должно появится у ребенка в период с 4 до 9 месяцев . Оригинал схемы на официальном сайте ВОЗ тут. Если появление умения запаздывает необходимо сообщить об этом педиатру.

Возрастные нормы по статистике Казьминых

Супруги Казьмины (Казьмин Александр Михайлович – кандидат медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ, Казьмина Людмила Викторовна – детской врач-невролог, кандидат медицинских наук ) в рамках своей деятельности составили с контрольными сроками. Если умение не появляется в сроки обозначенные в дневнике, следует начать волноваться. Прикладываю выдержку из дневника о реакциях связанных с умением сидеть:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 мес
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. 6 мес
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. 7,5 мес
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. 8 мес
Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). 8 мес
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. 9 мес
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. 10 мес
Садится из положения на четвереньках. 11 мес

Когда ребенок начинает сидеть | после или до того, как начинает ползать?

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Когда ребенок начинает сидеть | Как научить ребенка сидеть (упражнения с фото) : 18 комментариев

  1. Ксения

    Здравствуйте, Катерина) Очень нравятся ваши статьи, периодически почитываю)) У меня вот тоже сын даже не стремиться сидеть, а ему 8,5 месяцев…Только начал на четвереньки вставать и раскачиваться, ну и вертится уже давно. Вы вот переживали за крупного ребенка, а я за мелкого… Потому что первые 3 месяца почти не прибавлял, потом вошел в норму и сейчас как раз по таблице средний вес, либо чуть-чуть ниже среднего… Но все замучили: что такой мелкий…Но зато у него мелкая моторика развивается хорошо, и ладушки месяцев с 7 уверенно играет)) Поэтому реально, у всех по-равному… Я тоже медленно до года-двух развивалась физически, но сообразительная была. И сейчас не хуже других сижу и хожу, и училась на отлично)))

  2. Анна

    спасибо за статью. Я очень боюсь упражнений на мяче, что можно положить для подстраховки, или какие есть альтернативы этим упражнениям?

  3. Живу в Швеции, сегодня с сыном (4 мес) была на плановом осмотре, медсестра задала первый же вопрос: ну что, стульчик купили, чтоб ребенок с Вами на кухне сидел? Да, садить можно и подолгу, когда спина устанет, ребенок Вам это покажет, не пропустите. Вкладка только нужна, чтоб поддерживать.
    Историческая справка:в Швеции поток информации централизован и находится под контролем государства (местного Минздрава), то есть это установка не конкретной работницы, а общенациональная рекомендация.

  4. MikeCuro

    У меня средний начал сам сидеть в 5 месяцев, как взрослый. Я его пыталась откидывать в коляске и в креслице за позвоночник боялась, а он упорно выпрямлялся. А старший вообще до года не сидел. Или лежал, или стоял. Это всё индивидуально.

  5. Таисия

    Старшая дочь по комплекции и весу была как Яна. Перевернулась в 3, поползла по-пластунски в 7, села и поползла на четвереньках в 8 с чем-то. Была усидчивая, спокойная,могла часами лежать с игрушкой и ковырять ее. После года весь вес постепенно ушел. После двух лет ее наверное в попу кто-то ужалил. Не ребенок-бандит. Бегает, прыгает,шумит. От того увальня не осталось и следа… Она собой заполняет все пространство. Так что не стоит говорить раньше времени про развитие и темперамент. Он еще поменяется. А по нормам ребенок должен занять вертикальное положение — сесть или встать к 10 месяцам.

  6. наталья

    поэтому и развитие медленное как она и говорит, потому что раскормила ребенка, вес ого го!! как она попу поднимет в 6 месяцев с таким весом!

    1. Автор записи

      Наукой доказано, что ограничение питания при ГВ не требуется. У моего ребенка на первом году был прекрасный вес у верхней границы нормы, который за второй год весь ушёл.

      Что касается медленного развития, то Вы не задумывались, что все люди разные? К сведению, большинство детей бегучие, а ребенок про которого Вы прочитали пост может слушать книжки и играть в усидчивые игры в 1-2 года часами. Т.е. потребность в движении у него значительно ниже. Это я к тому, что помимо питания существует много факторов от которых зависят темпы развития. Например: темперамент, наследственность, питание и др.

      П.С. Если малыш не поднимает попу в 6 месяцев значит и не должен. Поднимет позже. Он от этого не хуже других.

    2. Кира

Как делать массаж, чтобы ребенок сел? А нужна ли такая процедура вашему ребенку? В шесть месяцев ребенок осваивает новые навыки – переворачивается, лежит на животике, у него освоен навык захвата. При активном развитии у многих малышей развивается способность сидеть самостоятельно.

Можно помочь ребенку садится быстрее с помощью специальных техник массажа и упражнений. Врачи назначают такие процедуры мальчикам с пяти месяцев возраста, а девочкам – с шести месяцев.

Чтобы ребенок сел самостоятельно, не падал набок либо назад, его мышечная система должна быть хорошо развита. Нельзя высаживать малыша против его воли, фиксируя положение тела с помощью подушек или покрывал. Не нужно опережать события, в противном случае это чревато негативным влиянием на состояние позвоночника, костей, суставов.

Для укрепления мышечного аппарата позвоночника врачи рекомендуют делать массаж и гимнастические упражнения. Чтобы ребенок быстро и правильно сел, массаж нужно делать на животике, ягодицах и спинке. Движения повторяют по три подхода.

  • Поглаживают животик по часовой стрелке, круговые движения направлены на центр живота;
  • Делать растирания, поглаживания, возле пупка можно пощипать;
  • Снова делать круговые движения;
  • Далее вкладывают большие пальцы в ручку ребенку, подтягивают его за кулачки. Медленно, аккуратно поднимают кроху вверх, немножко подтягивая. При этом важно проконтролировать стремление дитя сесть самостоятельно – сгибание локтей, стремление подтянуться.

Такие упражнения должны длиться несколько секунд, постепенно увеличивая время процедуры.

Как делать массаж на спинке:

  • Кроху переворачивают на животик, делают поглаживания спинки, снизу от ягодиц вверх, по направлению к шейному отделу;
  • Круговыми движениями активно растирают спинку ребенку, одной рукой делают движения за часовой стрелкой, другой – против;
  • Ребром ладони делают «пилящие» движения;
  • Растирают, пощипывают кожу возле позвоночника (позвоночник не трогать);
  • Поглаживают легонько спинку;
  • Переворачивают кроху в положение на бок, проводят подушечками пальцев вдоль позвоночника, не трогая сами позвонки;
  • Снова положить на спинку, под грудную клетку подложить подушку или свернутое покрывало, приподнять таз ребенку, легонько покачать, держа руки под тазовой областью, во время выполнения этого упражнения он в норме должен находить опору ручками.

Как сделать массаж ягодиц, чтобы грудничок быстрее сел:

  • Поглаживают ягодицы по направлению к пояснице;
  • Активно растирают верхнюю часть ягодиц;
  • Разминают, выполняют круговые движения;
  • В конце пощипывают ягодицы.

Как развивать мышечный аппарат

Для того чтобы ускорить развитие детей, с ними нужно заниматься, укреплять мышечный аппарат, улучшать тонус организма. На протяжении дня выполнять такие рекомендации ребенку в шесть месяцев:

  • Поднимать спинку коляски в вертикальное положение, но не резко, а постепенно, чтобы не принести вред неокрепшему позвоночнику;
  • Стимулировать кроху к ползанию;
  • Выбирать удобные вещи, не сковывающие движения;
  • Чаще выкладывать на животик;
  • Подтягивать за ручки, чтобы ребенок сам садился;
  • Направлять малыша садиться – помогать ребенку вставать на четвереньки, садить с этого положения.

Не стоит торопить детей, ребенок должен созреть к тому, чтобы самостоятельно сесть. Если же он немного не успевает развиваться за своими сверстниками, помочь ему в этом можно с помощью простых упражнений и рекомендаций, проводя ежедневный массаж и упражнения.

Показания к процедуре

Массаж назначается врачом, если отмечается отставание малыша в физическом развитии. При некоторых показаниях с детьми занимается только профессиональный массажист. В целях профилактики массаж делают родители, вооружившись знаниями и рекомендациями.

Общие показания к процедуре:

  • Задержка физического развития;
  • Если грудничок недоношен;
  • С целью профилактики;
  • Для укрепления мышечного аппарата при слабости мышц;
  • С шести месяцев – всем ребятам при отсутствии противопоказаний;
  • При нарушениях в позвоночнике.
  • Когда процедура не разрешается

Существуют противопоказания к процедуре, среди которых:

  • Гипертермия;
  • Болезни инфекционной этиологии;
  • Негативный эмоциональный настрой малыша или родителей;
  • Болезни кожного покрова;
  • Нарушения в кроветворении;
  • Болезни мочевыделительной системы острого генезиса;
  • – осложненная форма;
  • Грыжа пупка;
  • Туберкулез костного аппарата;
  • Пороки сердца.

При противопоказаниях проконсультироваться с доктором о целесообразности некоторых движений (поглаживаний), чтобы не навредить детям. Врач разрешает сеансы при улучшении состояния, излечении от заболеваний.

Особенности проведения массажа

Чтобы сеанс принес пользу, придерживаться рекомендаций и особенностей во время выполнения:

  • В помещении должны отсутствовать сквозняки, предварительно проветрить;
  • Важен температурный режим – не ниже 20 и не выше 23 градусов;
  • Поверхность, на которой лежит кроха, должна быть чистой, комфортной, удобной;
  • Руки моют, насухо вытирают, снимают все украшения. Нагреть ладони, потирая, друг об дружку;
  • Если малыш , лучше отменить сеанс, при негативном эмоциональном настрое сеанс не будет полезным;

Если есть болезни эпидермиса либо при инфекционных процессах в организме сеанс отменяют.

  • Мамам на заметку:

Не стоит торопить развитие детей. Можно помочь им развиваться с помощью техник массажа и упражнений, но делать это ненавязчиво, грудничкам должна нравиться процедура.

Но не ожидать быстрых результатов от проведенных процедур, с помощью регулярных ежедневных занятий можно укрепить мышечный, костный и суставной аппарат, улучшить тонус организма. Заставляя садиться или ходить раньше времени, можно навредить организму.