» » Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"? Что роднит Хлестакова и городничего? Что сближает хлестакова и городничего

Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"? Что роднит Хлестакова и городничего? Что сближает хлестакова и городничего

Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем Хлестаков и городничий в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Множество их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. По своему социальному положению герои далеко отстоят один от другого и при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. Городничий - «постаревший на службе» человек, он начал карьеру с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном городе. На этом посту Антон Антонович утвердился прочно, прибрал к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время уступать власть. Хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис- тратишка простой», по выражению его слуги Осипа, да и то не сумел удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню. Характеры героев вполне соответствуют их положению. Городничий ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова значительны. Он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой плут. Городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. Хлестаков же - «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно не думает о последствиях своих слов и мыслей. Хлестаковым движет примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно открыто: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник, а просто легкомысленный до крайности молодой человек. Внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам. Солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а Хлестаков тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам. Словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному положению, и по характерам, и по внешности. И все-таки что-то их объединяет, иначе не смог бы Хлестаков поселиться на правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно поменяться местами с «отцом города». Есть, конечно, конкретная причина такого поворота событий - «пренеприятное известие» о том, что в город должен тайно приехать ревизор из Петербурга. Однако Хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный городничий должен был сразу раскусить его. Ни маршрут из Петербурга в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести городничего в заблуждение. Причина затянувшегося недоразумения кроется в другом. Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза велики». Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего? Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями, за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют в тюрьму. Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого действия комедии нам становится понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство незаконного обогащения. Городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол, присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений. Под стать начальнику и остальные чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи», почтмейстер, из любопытства читающий чужие письма... Такие подчиненные только добавляют страху, а не успокаивают городничего. В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию: Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются, когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный тип поведения получил после выхода в свет комедии название «хлестаковщины». Любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщиной »: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует на городничего неожиданное открытие, что Хлестаков не ревизор, а «сосулька», «тряпка». Итак, мы убедились, что, несмотря на явные различия героев в социальном положении и характерах, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Городничего и Хлестакова делает похожими их эгоизм, нежелание добросовестно трудиться, привычка жить за счет других. Гоголь подчеркивает, что подобные типажи не исключение, а правило. Городничий, Хлестаков и все остальные герои комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые царят в России. Они привыкли жить обманом и поэтому сами часто оказываются обманутыми. Это не Хлестаков перехитрил и напугал городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных страхах и лжи.

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - «человек, созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные. \

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - «человек, созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные. \

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного патологоанатомического курса о русском чиновнике. С хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России.
А.И. Герцен

«Ревизор» - всем известная комедия, относящаяся перу Н.В. Гоголя, считается одним из ярчайших драматических произведений отечественной прозы 19 века.

Николай Васильевич Гоголь стал продолжателем традиций русской драмы в жанре сатиры. Его комедия «Ревизор» лаконично вписалась в тематическую линию, заложенную знаменитыми комедиями Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Но, несмотря на комедийный жанр, произведение «Ревизор» является глубоко реалистичным, так как проникает в жизненный устрой мелкого и среднего чиновничьего класса провинциальных городов России второй четверти 19 века. Проникая в саму душу, Гоголь оголяет мир, который строят эти люди, раскрывая их потаенные намерения и характеры.

Едва открыв комедию «Ревизор», понимаем, что помимо смысла и проблем, заложенных в само произведение, мы будем иметь дело с персонажами, характер, жизненные приоритеты которых уже раскрыты в их фамилиях. Говорящие фамилии имеются у каждого героя произведения. Например, фамилия частного пристава: Уховертов, - а уездного лекаря: Гибнер.

Благодаря фамилиям с первого знакомства с персонажами мы понимаем, с кем будем иметь дело в дальнейшем. Например, по фамилии уездного лекаря Х.И. Гибнера можно судить, что почти все, кого он лечил, погибли. Так что она больше похожа не на фамилию, а на прозвище.

Гоголь написал критические ремарки, характеризующие каждого из главных действующих персонажей. Эти ремарки помогают лучше понять характер каждого героя, их душу и помыслы. Например, что представляют собой Иван Александрович Хлестаков и Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский, городничий? Кто они такие?

Городничий: «Хоть и взяточник, ведет себя очень солидно».
Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения».

Кажется, они люди одного склада, оба тянутся к власти, любят, когда все ползают у них в ногах. В конце комедии Антон Антонович становится хвастуном высшего разряда, мечтателем (впрочем, как и Анна Андреевна, его жена).

«Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух… деревенский уж слишком!.. Признаюсь, большая неприятность… Вот и муж мой: там получит генеральский чин».

Вот до какого предела мечтаний они дошли: Петербург им подавай, хочет уж больно он (городничий) быть генералом.

А в действии II явлении VIII посмотрите, как он пытается выдать себя за добродетеля, желая, видимо, этим подлизаться к «ревизору».

«Желаю здравствовать! Извините. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений»…

Но как выглядел в это время «ревизор». Он думал, что его собираются посадить в тюрьму за то, что не платил за гостиницу, еду. А городничий то…

Как он мог принять какого-то оборванца-самозванца за такую высокую персону, как Ревизор. Это простительно Бобчинскому и Добчинскому, которые позиционируются в уездном городе, как местные дурачки, сплетники. С ними и общаются в соответствии с этими личностными качествами: с презрением или покровительством. Но в отличие от них городничий - человек достаточно умный, что не мешает быть плутом первого класса, а, может, даже способствует его процветанию в плутовстве. Ну, а Хлестаков в доме Антона Антоновича вел себя, как самый настоящий чиновник (великолепный актер).

«Слова вылетают у него вдохновенно: оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова», - писал В.Г. Белинский.

Ну, а кто, скажите, не будет молоть чепуху, опасаясь чего-то. Хлестаков думал, что его посадят в тюрьму, а его, напротив, приглашают в дом важной и значимой персоны в городе. Хлестаков обрел деньги, почет, угощение, отчего и без вина можно прийти в какое-то полупьяное расслабление.

Гоголь в статье про театр написал, что в своей комедии он отразил только одно частное лицо, имя которому «Смех». Смех, а вовсе не ревизор, прибывший, по высочайшему повелению.