» » Как называется кукла на руку. Куклы би-ба-бо Как называется игрушка надеваемая на руку

Как называется кукла на руку. Куклы би-ба-бо Как называется игрушка надеваемая на руку

Кукольный театр "Морозко"

Предлагаю вашему вниманию набор перчаточных кукол для постановки спектакля по русской народной сказке "Морозко". Такие куклы несложно сшить самим.

Обустройте свой маленький, домашний театр и расскажите своему ребенку с помощью перчаточных кукол любимую сказку. А также Вы можете придумать новую, увлекательную историю вместе с малышом. Возможно, скоро малыш сам порадует Вас веселым и интересным рассказом.

Такие игры развивают речь, воображение, внимание, мелкую и крупную моторику рук, а также способствуют обогащению словарного запаса.

Если вы решили создать свой домашний кукольный театр, несколько советов о том, как сделать куклу, вам не помешают.

Куклы - и главный инструмент, и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения. Движущиеся куклы, несомненно, явление чудесное. Или можно сказать так: куклы творят чудеса! Как только мама или папа надевают игрушку на руку, ребенок замирает в радостном ожидании. Перчаточная кукла Петрушка, к примеру, может вкрадчивым голосом спросить малыша, что у него случилось, почему кроха плачет. И родители удивятся – ребенок будет общаться с куклой! Расскажет перчаточной кукле о своей обиде на маму, несмотря на то, что эта игрушка надета на мамину руку!..
Конечно, перчаточные куклы существуют далеко не только для успокоения ребенка, хотя этот эффект и срабатывает гарантированно на приеме у врача, в поездке, или в любой ситуации, когда малыша необходимо успокоить. Но в первую очередь, игрушки на руку были придуманы для домашнего театра. Ведь с помощью самых незамысловатых перчаточных кукол можно дома создавать настоящие волшебные истории! При этом, совсем не обязательно быть мастером театрального искусства, - достаточно лишь перчаточных кукол и любимой сказки, а как сделать сказку живой – подскажет Ваше сердце и огромные глаза ребенка!..

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ КУКЛЫ БИБАБО.

На Руси издревле существовали петрушечники – актёры, выступавшие с куклами-Петрушками, надеваемыми на руку. Основой-туловищем такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.
Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. В то же время кукла должна быть хорошо видна в зрительном зале. И только в комнатном театре головки могут быть совсем маленькими.
Есть много способов изготовления кукольных головок. Чаще всего их делают из папье-маше. А для этого предварительно изготавливают головку из пластилина или глины.

Усы, бороду, брови на пластилиновой модели вылепливать не надо. Пока только вырежьте их из бумаги и приложите к модели, чтобы проверить точность образа. А уж потом вы сделаете их из соответствующего материала и наклеите на готовую головку.

Теперь надо выклеить головку из папье-маше прямо по пластилиновой модели. Для этого сварите клейстер: столовая ложка муки на полтора стакана воды. Можно добавить чайную ложку гранулированного столярного клея. Помешивая, чтобы не было комочков, поставьте на медленный огонь до закипания, но не кипятите. Пока клейстер остывает, возьмите мягкую бумагу двух цветов. Порвав её на мелкие кусочки, начинайте оклеивать пластилиновую модель. Слой одним цветом, слой другим, чтобы не сбиться. Всего пять-шесть слоёв. Теперь папье-маше должно высохнуть и затвердеть. Затвердевший слепок разрежьте, отделив лицевую часть от затылочной, снимите с пластилиновой модели и склейте полоской ткани.

Другой способ изготовления головы по пластилиновой модели – из марли с помощью клея ПВА и щетинной кисти. На пластилиновую скульптуру. Слой за слоем накладывайте полоски марли, пропитанные клеем ПВА. Время от времени лёгким нажимом кисти плотно прижимайте марлю к форме. Достаточно трёх-четырёх слоёв. После высыхания затвердевший марлевый слепок разрежьте на две половинки и снимите с модели. Половинки сшейте нитками.
На неокрашенную головку из папье-маше или марли с ПВА приклейте, если требуется, парик, усы, бороду, брови. Материал – какой подскажет ваша фантазия: мочалка, нитки, верёвка, тесьма, фетр, кожа, искусственный мех. Готовую головку загрунтуйте и распишите водоэмульсионной краской с добавлением гуаши нужных цветов.

Другие способы изготовления головок для перчаточных кукол – вырезать их ножом из плотного пенопласта или ножницами из поролона, а потом оклеить тканью. Такие головки тоже раскрашивают красками и при желании наклеивают на них выразительные детали лица: глаза, губы, нос, уши.
Очень просто сделать эффектную кукольную головку из плотной бумаги. Чаще всего это цилиндр с приклеенными сверху и снизу «крышечками». Но есть и другие интересные варианты. Головка разрисовывается яркими красками. Паричок, ресницы, бороду, усы делают из узких полосок бумаги и наклеивают. Отдельно можно приклеить нос и уши.
Руки – важная деталь для создания образа. Традиционно руки шьются по выкройке в форме варежек, выворачиваются наизнанку и набиваются ватой. Значительно сложнее. Но и гораздо интереснее изготовить кисти рук из пенопласта, оклеив их для прочности двумя слоями из папье-маше. Форма таких рук может быть гораздо выразительнее. Руки перчаточной куклы можно вырезать ножницами из поролона.
Если по действию спектакля кукла должна брать в руки какие-либо предметы, то к её ладошкам пришивают или приклеивают крючок, прищепку или липучку.
Ноги кукол делаются из тех же материалов, что и кисти рук. Их шьют в виде двух длинных мешочков и набивают ватой. В середине каждый мешочек простёгивают поперечным швом, чтобы образовался сгиб – колено.
Обувь куклы дополняет её образ, несёт свою изобразительную нагрузку. Башмаки, туфельки, сапожки выклеиваются из папье-маше или шьются из ткани и набиваются ватой. Всё это делается по предварительно разработанным и проверенным на бумаге выкройкам. Сверху кукольную обувь можно обтянуть искусственной кожей, фетром, сукном, трикотажем и подрисовать детали масляной или водоэмульсионной краской.
Корпус. Итак, готовы голова, руки, ноги куклы. Осталось сшить корпус, а точнее – специально скроенную перчатку. На плотной ткани, сложенной вдвое, обводится карандашом контур руки кукловода с загнутыми средним и безымянным пальцами.

У такой перчатки всего три пальца Мизинцем и большим пальцем кукловод будет управлять руками куклы, а указательным – головой. Возможно и другое расположение руки актёра в перчатке.

На четвертом рисунке ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.
К нарисованному на ткани контуру руки делается припуск 1 см. Выкройку смётывают и примеряют по руке актёра. Если где-то тесно, припуск увеличивают. Очень важно, чтобы перчатка сидела удобно. После окончательной примерки перчатку сострачивают.

Концы пальцев отрезают. В них будут вклеены патронки для управления руками и головой куклы.
Патронки позволяют «оживить» куклу, привести в движение её голову, руки, ноги. Они соединяют все подвижные детали куклы с пальцами рук актёра-кукловода. Патронки – это трубочки из картона, склеенные столярным клеем либо клеем ПВА по толщине пальца. Они надеваются на палец до середины второй фаланги.

К тряпичным рукам-варежкам патронка крепится так: нижняя часть варежки, через которую её набивали ватой, надевается поверх патронки и привязывается к ней суровой ниткой или тонкой проволокой. Руки из пенопласта приклеиваются к патронкам столярным клеем, руки из поролона – клеем №88. Ноги перчаточной куклы редко бывают работающими. Если по действию необходимо, чтобы кукла ходила, свешивала ноги с ширмы, болтала ими, то в обувь вклеиваются патронки, которыми работает вторая кукла кукловода.
Костюм куклы надевается поверх перчатки. Желательно предварительно скроить его из бумаги. Сделайте примерку, заколов булавками на корпусе. Затем перенесите выкройку на материю и снова примерьте её на кукле. Во время примерки наденьте её на руку, подвигайте. Если всё в порядке, нигде не тянет, снимите и прострочите швы.
Одежда куклы играет очень важную роль в создании образа. Помимо внешнего вида в ней учитываются особенности фигуры персонажа. Если, например, надо изобразить толстяка или горбуна, то под костюм на перчатку пришиваются или приклеиваются толщинки из поролона.
Куклы-животные. Очень часто в кукольных спектаклях действуют персонажи-животные. Изготавливаются эти куклы так же, как и те, о которых уже рассказано. Можно лишь добавить, что перчатка зачастую служит и одеждой куклы. Она сшивается из двух половинок куклы (спинки и грудки) и выворачивается. Материал перчатки должен быть подобран по цвету и по фактуре. Лапки животного тоже учитываются в раскрое перчатки. Мордочки из папье-маше или пенопласта обтягиваются той же тканью, из которой сшит корпус-перчатка. Если кукла изображает белку, лису или обезьяну, то необходим хвост. Простейший способ – вырезать его ножницами из поролона и обтянуть тканью. Чтобы хвост был подвижным, в него вставляется металлическая проволока. Она служит и каркасом, придающим форму, и тростью управления. Так же делается и подвижный хобот слона. Для удобства конец проволоки согните в форме ручки. Для отделки корпуса кукол-животных можно использовать аппликацию из кусочков кожи, меха, фетра.

Игрушки на руку для домашнего театра бывают трех видов:

  1. Классические, с головой из ПВХ/пластизоля и матерчатым чехлом для руки. Кукла управляется тремя пальцами: один помещается в отверстие головы, два отвечают за движения кукольных рук. При этом кисть руки кукловода закрыта чехлом, стилизованным под одежду. Много перчаточных игрушек такого типа в ассортименте брендов « » и « ».
  2. Игрушки-рукавички с плотной манжетой. У них нет ножек, поэтому рукавички подходят для представления с ширмой или игры с самыми маленькими. Сшиты из безворсового велюра и х/б ткани, и безопасны даже для детей до 1 года. Качественные, яркие и симпатичные перчаточные игрушки этого типа выпускает .
  3. Куклы-перчатки с лапками. Рука кукловода вставляется в отверстие снизу или со спины игрушки. Ножки игрушки остаются на подставке ширмы или висят в воздухе. Управлять можно головой, в том числе движениями рта, и ручками куклы. У бренда есть замечательная серия мягких перчаточных зверюшек с детально проработанным туловищем и мордочкой.

Для игр с малышом или первых театральных опытов купите 1-2 перчаточных куклы. Лучше всего для этой цели подойдут одиночные, хорошо знакомые ребенку персонажи: мышка, котенок, курочка. Если вы видите, что ребенку нравится смотреть спектакли, можно подумать о расширении актерской труппы. В комплектах перчаточных игрушек на руку куклы подобраны по сказкам. Как правило, с одним набором получится разыграть одну сказку. Для малышей 2-5 лет выпускаются наборы по известным русским народным сказкам. Детям постарше можно купить комплект перчаточных кукол для представлений по авторским и зарубежным произведениям.

Если вы планируете инсценировать собственные истории, рекомендуем собирать кукольный театр из отдельных персонажей или приобретать их в дополнение к наборам. И совсем не обязательно покупать для детей перчаточных кукол одного типа. Плюшевые зверюшки, игрушки-рукавички и сказочные герои с резиновыми головами отлично смотрятся на одной сцене!

«Би-Ба-Бо» - это кукла-рукавичка, которая состоит из твердой головы, а от нее отходит платье в виде перчатки (оно приклеено к голове). Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а в платье входит большой и средний пальцы, они служат для движения руками кукол.

Кукольное искусство считается довольно древним. Самый древний кукольный театр был найден при раскопках в Египте, он был основан в 16 веке до нашей эры. Там использовались механические куклы, которые двигались кукольниками при помощи ниток. В каждом отдельно взятом государстве кукольное искусство основывается на народных традициях и разновидностях кукол.

Так, например, в Индийском театре была популярна кукла, которая очень похожа на русского героя-куклу Петрушку. Звали его брахман Видушка. Хотя внешность его была довольно неприятная: он был горбатый, нос крючком, маленькие глазки, но благодаря его остроумию и доброте, он пользовался большой популярностью у народа.

Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, было оберегать ребенка от порчи, сглаза. Но в средние века куклы вышли на площади и ярмарки, где они принимали активное участие в публичных представлениях. В основном это были куклы-рукавички. А самый любимый и популярный герой - это кукла Петрушка. Он был яркий, добрый, веселый и очень остроумный. Бродячие артисты-кукольники ходили по дорогам и показывали истории обо всем, что тревожило их души. Это были рассказы о дружбе, мечтах и страданиях. Затем куклы-артисты постепенно вошли в дом, где устраивались домашние спектакли почти каждые выходные. Дети сами придумывали спектакли, лепили кукол и шили для них платья, даже делали декорации. Эти потешные персонажи кукольного театра вызывали интерес и добрую улыбку не только у детей, но и у взрослых. Роль в таких спектаклях доставалась почти каждому члену семьи. С тех пор куклы-артисты прочно вошли в нашу жизнь и занимают в ней достойное место.

Простая игрушка на протяжении многих веков является не только забавницей, сказочницей, но и хорошим психологом. Терапевтическое воздействие на внутренний мир ребенка, которое оказывается куклами уникально и неоспоримо.
Часто родителям приходится сталкиваться с капризами малышей, упрямством. Как Малыша уговорить убрать за собой игрушки, вещи, которые он разбросал? Или ребенок не хочет идти в детский сад. Ведь он даже слушать ничего не хочет! И тут кукла «Би-Ба-Бо» может прийти к вам на помощь. Она умеет говорить, смеяться, плакать и обижаться, принимать разные позы. В руках взрослого она разговаривает с Малышом, как отдельное, самостоятельное существо. И тогда эта куколка станет просто волшебной, она сможет поговорить с ребенком по душам, успокоить его, учитывая его особенности характера. «Би-Ба-Бо» на маминой руке может стать хорошим помощником на различных занятиях, особенно когда речь будет идти о правилах хорошего поведения за столом, в детском саду, в общественном транспорте.


Глядя на вас, ваш Малыш берет в руки игрушку «Би-Ба-Бо», надевает ее на ручку, и она тоже оживает в его руках. Он отождествляет себя с персонажами, как правило, сказочными. Каждый персонаж имеет свои характерные черты. Они учат Малышей разбираться в характерах людей, дети получают представление о зле и добре.
Путешествуя в мир сказки и театра, у детей значительно расширяется кругозор, развивается речь, общение с другими детьми становится более легким и дружелюбным, ребенок становится увереннее в себе, он избавляется от собственных страхов.

В кукольных театрах существуют следующие куклы: верховые, низовые и срединные. Это зависит от того, как кукловод видит своих кукол и руководит ими. Перчаточные куклы относятся к верховым куклам - актер видит своих кукол снизу, руководит ими при помощи поднятых рук (т.е. куклы находятся наверху). Зритель не может видеть кукловодов, они находятся за ширмой.

Рассмотрим несколько разновидностей кукол «Би-Ба-Бо»:

КУКЛА ГРУППОВАЯ
На руку артиста-кукловода одевается несколько кукол.
Один вариант - на каждый палец одевается куколка. Это может быть пять кукол - на каждом пальце по одной.
Вариант второй - одевается перчатка на руку артиста, на которой уже имеется пять куколок.
Данные куклы чаще применяются на задних планах в массовых сценах.

МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА
Если ребенок уже хорошо научился управлять игрушкой, ему можно предложить более сложный вариант - управлять мимирующей куклой или так называемой «куклой-рот». Все пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы. Актер при помощи движений руки сможет управляет глазами, ртом, носом, может имитировать речь персонажа. Эти куклы сделаны из резины, трикотина и других мягких материалов.

ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА или кукла-петрушка. Она тоже относится к верховым куклам. Кукла одевается на руку актера, который управляет ее головой и руками. Эта кукла без ног, а ее туловище - рука актера. Голова может быть различных размеров, но не более большого яблока, так как слишком большая голова будет затруднять работу актера. Руки у них торчат вверх, но кукольники действуют ими ловко, и куклы от этого становятся очень подвижными и выразительными. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Обычно куклы «живут» на ширме, за которой скрывается актер. Бывает, что данная игра уже всем знакома, то дети могут выходить из-за ширмы и общаться со зрителями, куколки могут брать зрителей за руку, подавать им что-нибудь, вовлекать зрителей в игру. Это повышает активность детей.

Кукол «Би-Ба-Бо» можно купить как наборами, так и по одной. Они бывают в виде животных, так и в виде людей. Это может быть кукольный театр «Красная шапочка», «Козлята и волк», «Три поросенка», «Курочка ряба» и другие.

Если ваш Малыш заинтересовался такими куклами, и кукла оказалась для его ручки велика, можно в головку куклы вставить два пальчика, а не один. Попробовать укоротить рукава у кукол, чтобы ребенок мог легко руководить куклой. А можно смастерить «Би-Ба-Бошку» самому. Для начала обводим ручку малыша на листке, затем вырезаем. Выкройку переводим на ткань, на припуск прибавляем несколько сантиметров, вырезаем две половинки, сшиваем. Материал для игрушек можно выбрать любой, подойдут даже обрезки тканей. Совсем не обязательно создавать идеальные сходства образа, нужно уловить типичные черты героев.

Отдельно хочется отметить ДВУЛИКУЮ ПЕРЧАТОЧНУЮ КУКЛУ - два лица, два настроения. Ее лучше использовать для игры детям с неустойчивым эмоциональным фоном. Играя, ребенок может забыть обо всем, о реальном мире, в котором он живет. Он будет жить в мире фантазии и сказки, тем самым он весь раскрывается. Куклы помогают детям перевоплощаться: застенчивый малыш может взять на себя роль задиры и забияки, а агрессивный малыш возьмет роль нерешительного трусишки и почувствует на себе агрессию. Такие игрушки используются часто в психиатрии для выражения противоположных чувств.



Участие в играх с куклами «Би-Ба-Бо», дети развивают мелкую моторику, которая очень необходима для развития речи, мышления, улучшится координация движений, она станет увереннее и точнее. Нужно отметить, что маленький кукловод управляет игрушкой тремя пальцами (указательный, большой и средний), которые так необходимы при письме.
Маленькие актеры принимают участие в выступлениях, при этом они фантазируют, читают стихи, импровизируют, что очень важно для развития речи, она становится красивой и грамотной.
Малыши учатся перевоплощаться, учатся произвольности, развивают свое творческое воображение, учатся выступать перед публикой, тем самым улучшается общение друг с другом, дети становятся мудрее и добрее.
А любимую игрушку и друга «Би-Ба-Бошку» можно носить с собой повсюду, ведь она занимает совсем мало места!