» » Признаки изменения голоса у подростка. Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса и особенности процесса его обновления. Мутация голоса у девочек - это патология

Признаки изменения голоса у подростка. Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса и особенности процесса его обновления. Мутация голоса у девочек - это патология

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа № 20 п. Плесецк

(беседа для учащихся и родителей)

Лизунова Елена Владимировна-

преподаватель вокала

2010 г.

  1. Введение …………………………………………………………… 2
  2. Исторический экскурс …………………………………………….. 3
  3. Что нужно знать о мутации ………………………………………. 4
  4. Голосовой аппарат ………………………………………………… 5
  5. Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии …………………… 7
  6. Рекомендации …………………………………………………….. 11
  7. Охрана детского голоса…………………………………………... 15
  8. Заключение ………………………………………………………. 16

Введение.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Исторический экскурс.

Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос «нужно ли заниматься пением во время мутации?» существует два, прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя. Попробуем разобраться и решить для себя, кто же все-таки прав.

Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту «выбрасывали» на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.

К счастью, прогресс не стоит на месте и, начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений.

Авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно «но»: лишь под умелым руководством.

Об этом же говорят и современные данные педагогических и лабораторных исследований.

В связи с этим стоит привести пример диагностических исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А.Б.Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний.
Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот. Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко. Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами - мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый «ломкой голоса» критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у «обычных», не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной «загрузкой» голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.

Что нужно знать о мутации.

Как уже было сказано, «мутация» в переводе с латинского – «изменение» - перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Это процесс неизбежный, естественный, поэтому бояться его ни в коем случае нельзя.

В каком же возрасте начнется мутация? Это зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 12–15 лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет. Тогда как у южан мутация наступает гораздо раньше.

Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мальчиков в 1,5-2 раза, у девочек на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Тогда как в домутационный период голосовые связки колеблются только самыми краями, т.е. смыкаются неполностью.

Необходимо остановиться на том: где же, собственно говоря, формируется голос и за счет чего происходит звучание голоса.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебание голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

1 - гортань; 2 - дыхательное горло; 3 - разветвление бронхов; 4 - легкие; 5 - диафрагма.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.

Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии.

Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар , поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
Различают три основных
стадии развития голоса :
10-13 лет - домутационный период;
13-15 лет - собственно
мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка);
15-18 лет -
послемутационный период , становление голоса взрослого человека.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности и характерные признаки, которые необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:

б) по субъективным ощущениям поющих детей;

в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Домутационный период. До 10-11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.

Как я уже говорила, гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. (Об этом мы поговорим чуть позже.)

Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13-15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит» (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).

У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один-два тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет.

Для третьей, завершающей стадии - послемутационный период (15-18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).

Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.

Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров).

Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:

1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.

2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.

4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.

7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.

8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.

9. Отказ от курения, алкоголя.

10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.

13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

15. Правильная работа с микрофонами

16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно привести в качестве примера у пражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

Самый главный вывод из всего сказанного: беречь голос во время мутации!!!

Заключение.

Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребёнку также радио, телевидение, порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.

К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребёнка, формируются его вкусы и пристрастия, научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.

И здесь особая роль принадлежит пению. Оно оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

И еще. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены , но ученик будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.

Литература.

1. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.


Как и почему происходит ломка (мутация) голоса у мальчиков, читайте в нашей статье.

Еще вчера ваш сын разговаривал обычным, мальчишеским голосом, а сегодня вы услышали первый надлом. У него начался , поэтому много чего в нем меняется, в том числе происходит ломка голоса (мутация голоса). Вместе с очевидными внешними изменениями голос мальчика принимает совсем иное звучание. Какое-то время, ему даже будет сложно контролировать свои связки, поэтому в связи с ломкой голоса он будет издавать разнообразные странные звуки.


Изменения гортани во время мутации голоса у мальчиков

Именно гортань отвечает за появление звука. По мере того, как протекает половое созревание, гортань увеличивается и становится толще. Это происходит и у мальчиков, и у девочек, но для мальчика, конечно, перемены при мутации голоса более заметны. Голоса девочек могут понижаться буквально на тональность или две, и это едва ощутимо, а вот голос мальчика становится намного ниже и глубже.

Почему во время мутации голос у мальчиков звучит так странно

Гортань, находящаяся в горле, играет важную роль в создании звука. Две главные мышцы, голосовые связки, как резинки натянуты через гортань.

Когда человек говорит, воздух из легких заставляет голосовые связки вибрировать, что и производит звук. Высота голоса зависит от того, насколько сильно связки смыкаются в то время, как по ним проходит поток воздуха. Если вы когда-нибудь дергали маленькую, тонкую резинку, то, вероятно, слышали пронзительный и протяжный писк при натяжении. Более толстая резинка дает более глубокий, низкий, протяжный звук. То же самое происходит с голосовыми связками.

До того, как мальчик достигает переходного возраста, его гортань совсем небольшая, а голосовые связки — тонкие и маленькие. Вот почему голос мальчика выше голоса взрослого мужчины. Но с созреванием, гортань увеличивается, а связки становятся длиннее и крепче, соответственно и голос мальчика становится глубже.

К тому же растут и лицевые кости: больше становятся размеры пазух, носа и задней части горла. Большее пространство дает голосу больше возможностей резонировать.

Скрипы и хрипы являются частью нормального развития организма в данный период. Даже, когда мальчик привыкнет к изменениям, ему еще некоторое время после мутации голоса будет тяжело контролировать свой собственный голос. Так что вместе с принятием и общих изменений во внешности, нужно будет привыкнуть и к своему новому звучанию.

Кстати об изменениях внешних. Когда начинает увеличиваться гортань, она внутри шеи наклоняется немного под иным углом, чем до этого, и частично начинает выпирать. Это то самое «адамово яблоко» или кадык . У девочек также увеличивается гортань, но не так сильно, как у парней.

Когда происходит ломка голоса у мальчиков

У всех свои темпы развития, так что ломка голоса у мальчиков происходит в разном возрасте. Обычно это происходит в период с 11 лет до 14,5 лет, часто после большого скачка в росте. У одних мутация (ломка) голоса длится долго и постепенно, а у других — очень быстро.

Если вашего сына беспокоит, раздражает или смущает странный звук его голоса, объясните ему, что это временно и все через это проходят. Через пару месяцев у него уже будет низкий, глубокий и мощный взрослый голос мужчины, а не голос мальчика!

Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Порой логопеду приходится сталкиваться с ситуацией когда, в результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность) увеличивается глубина и высота твердого нёба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда череп мальчика имеет округлую форму. Логопед в процессе работы с таким ребенком может отметить что, мягкие ткани надставной голосовой трубы, язык и мягкое небо в период мутации могут менять свою конфигурацию, что влияет на звукообразование.

До мутации гортань мальчика мало чем отличается от гортани девочки, а в период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. Часто с такой проблемой логопед работает с теми мальчиками, которые занимаются вокалом.

Голос мальчика до 7-8 лет — чисто детский, в гортани в толще голосовой складки почти нет вокальной мышцы. Звукообразование происходит за счет натяжения связок наружными мышцами гортани, голос фальцетный. Оформление голоса начинается с ростом вокальной мышцы в 9-10 лет.

Заканчивается оформление голоса в 12-13 лет, это расцвет голоса мальчика. Действительно «не долог век певца» мальчика с детским голосом. Логопеду в подобной ситуации нужно помочь учащемуся расслаблять голосовые связки, ведь мальчику становится труднее справляться с верхними нотами. Появляется усталость голосовых связок. Если к логопеду вовремя обращаются с данной проблемой, то можно сократить период мутации.

Мальчики 10-12, 13-14 лет, которым помогали с 1 класса не только педагоги, но и логопеды, пели легко и свободно, несмотря на начавшийся у них уже рост гортани. Собственно мутационный период у них отодвигался и сокращался. Явления роста голосообразующих органов, совмещенное с логопедическим тренажем, протекает у них более плавно, чем у мальчиков, которые не посещали логопеда.

У последних в этот период разговорный голос сиплый, часто срывающийся. Обычно они жалуются на усталость при разговоре. Если мальчик, занимающийся вокалом, в нужный момент отказывается от логопедического сопровождения, это может нанести его голосу непоправимый вред. Нервно-мышечная энергия истощается тем скорее, чем менее развита мышечная система и чем более она перегружена. А логопед путем специальных упражнений на развитие силы вдоха и выдоха, правильной постановки дыхания, укрепления мышц артикуляционного аппарата отрегулирует работу детского голоса, подверженного постоянным репетициям и постановкам.

Логопед может наблюдать разные формы мутации. Она может быть ранней или сильно запоздать. Логопеду важно правильно объяснить родителям, что ранняя профессионализация голоса вредна. Нагрузка в такой период должна быть минимальной, режим щадящим, не следует форсировать звук — от этого страдает не только звонкость, но и голосовые связки, непременное качество нормального голоса. Логопед должен вовремя привить учащемуся правильное ощущение своего голоса. Вместе с педагогом они должны найти меру свободного, ненапряженного звучания голоса — залог его здорового развития.

Приблизительно в возрасте 13-14 лет начинает бурно расти весь организм мальчика под влиянием усиленной деятельности эндокринных желез; начинается период полового созревания. Рост органов и тканей в большинстве случаев протекает неравномерно. Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Так, например, бурный рост костного скелета (высокий рост, длинные конечности) связан с расстройством у мальчика деятельности гипофиза (мозгового придатка); замедленный рост скелета вызывается неправильной функцией щитовидной железы. В результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность, длинноголовость) увеличивается глубина и высота твердого неба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда мальчик имеет более округлую форму (брахиоцефальность, круглоголовость). Такому строению черепа соответствует иная форма твердого неба; оно будет более плоским, неглубоким. "Мягкие ткани надставной голосовой трубы – язык, мягкое небо – в период мутации также значительно могут менять свою конфигурацию, что, несомненно, будет влиять на звукообразование".

У мальчиков наступают ясные, бросающиеся в глаза, анатомические изменения гортанного скелета. Гортанные хрящи и в особенности легкодоступный наблюдению щитовидный хрящ быстро увеличиваются в размерах, передний угол гортани начинает выпячиваться вперед, образуя выпуклость на передней поверхности шеи (Адамово яблоко). Все другие отделы гортани также растут быстро в это время и в короткий срок достигают своих значительных, характерных для мужской гортани размеров. Наибольшая разница между размером мужской и женской гортани выражается в величине передне-заднего размера. В связи с этим у мальчиков в переходном возрасте обнаруживают усиленный и быстрый рост. Так в 12-13 лет длина голосовых связок у них равняется 13- 14 мм ; в периоде созревания голосового аппарата длина связок увеличивается на 6- 8 мм , а к 25-летнему возрасту достигает длины в 24- 25 мм .

Мужская гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, а женская только на половину.

Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, вследствие чего голос может опускаться на октаву. Здесь действует закон Пифагора, по которому длина и толщина струн обратно пропорциональны высоте издаваемого ими звука. Это изменение в диапазоне голоса мальчика в связи с ростом голосовых связок – лишнее доказательство того, что миоэластическая (мышечноэластическая) теория звукообразования, основывающаяся на физических (акустических) законах, имеет равное право на сосуществование с нейрохронаксической теорией.

По вопросу о наступлении мутации голоса у мальчиков, обычно совпадающей с наступлением полового созревания, данные специальной литературы несколько расходятся у разных авторов, что объясняется, по-видимому, неодинаковым сроком наступления половой зрелости в разных климатах. Так, в северных районах мутация наступает сравнительно поздно, но зато протекает более резко, тогда как в более южных странах, где период полового созревания наступает рано, явления мутации голоса проявляются значительно раньше.

В нашем климате мутация у мальчиков протекает между 15 и 19 годами, но наблюдаются случаи и более раннего созревания голоса (в 13-14 лет и даже раньше)

Изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в изменении его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас.

Хотя имеются отдельные наблюдения, что дискант наиболее часто переходит в бас, а альт в тенор или баритон, однако закономерности в этом вопросе до сих пор установить не удалось.

Переход из голоса мальчика в голос взрослого обычно совершается более или менее резко. Голос во время перелома понижается почти на октаву. В то время как слух и воля стремятся сохранить высоту детского голоса, голосовые связки, вследствие изменившихся размеров (увеличение в длину, ширину и толщину), производят гораздо более низкие звуки. Поэтому голос в периоде мутации у мальчиков непостоянен, срывается и обнаруживает самые неожиданные переходы от низких тонов к высоким (как говорят, голос «киксует», «соскакивает»).

Мутационный период, т.е. период полного перехода из детского в мужского, может длиться от нескольких недель (4 - 6), месяцев (3 – 6), до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года.

Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая.

После перемены голоса гортань продолжает расти; голос, однако, в дальнейшем изменяется уже мало. Он только развивается еще в отношении силы и полноты диапазона (у мужчин – приблизительно до 30-го года).

Формы протекания мутации у мальчиков весьма разнообразны.

Так, нередки случаи, когда голос меняется очень медленно, почти незаметно как для них самих, так и для окружающих; лишь изредка наблюдается небольшая хрипота и утомляемость голоса. При такой форме протекания мутации элементы мужского звучания желательны как в речи, так и в пении.

В других случаях (что встречается наиболее часто) у мальчиков при пении и даже в речи вдруг начинает срываться; при этом неожиданно появляются ноты басового тембра, нередко грубого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фистулу.

Далее, встречается такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно приобретает грубый характер; появляется резкая охриплость голоса, доходящая иногда до полного безгласия. Когда охриплость через некоторый, сравнительно короткий, срок исчезает, у мальчика (юноши) оказывается уже вполне сформировавшийся мужской голос.

В литературе отмечаются случаи исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривавший детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины.

При наступлении мутации у мальчиков, в случае быстрого протекания процесса, голос сразу становится ниже (приблизительно, на октаву), а при медленном протекании – понижается постепенно.

Связь всех изменений в голосовом аппарате с половым развитием мальчиков настолько тесна, что достаточно каких-либо причин, мешающих половому созреванию мальчика, чтобы в развитие гортани и голоса значительно замедлилось или даже вовсе остановилось. Так, имеются наблюдения, что у мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание значительно запаздывает, а вместе с тем сильно отстает в развитии и голосовой аппарат сравнительно с ростом его у здоровых детей, оставаясь на степени развития детской гортани; в этом случае голос может оставаться инфантильным (недоразвитым, детским) и у взрослого.

Формы ненормального протекания мутации очень разнообразны. Они могут явиться следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства в физической или психической сфере детей, а иногда и в той и в другой сфере.

Так, к мутационным расстройствам относятся:

Затянувшаяся мутация , когда смена голоса тянется на протяжении многих лет (3-5-7 и даже больше).

Упорно держащийся фальцет вызывается нарушением координации в работе голосовых и передних мышц гортани, когда превалирует деятельность последних; при этой форме мутационного расстройства у юноши вырабатывается очень высокий, неприятный, пискливый голос. Расстройства координации в некоторых случаях бывают выражены настолько резко, что речь сопровождается судорожными сокращениями наружных мышц гортани.

Остро протекающая мутация сопровождается столь бурными явлениями в отправлении голоса, что юноши совершенно отказываются разговаривать и общаться с окружающими.

Замаскированные расстройства в мутационном периоде . Видимых явлений мутации в голосе еще нет; голос звучит еще как будто совсем по-детски. В тоже время у юноши появляются приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснены.

По мнению некоторых авторов, такое явление может быть вызвано слишком долгим пребыванием в хоре мальчиков, у которых уже проявляются признаки наступающей или наступившей мутации, но которые, однако, продолжают петь чисто детским голосом. С другой стороны, подобные явления могут быть вызваны длительным пением мальчиков «под голос взрослого мужчины». И в том и в другом случае налицо, несомненно, имеется резкое перенапряжение голосового аппарата, вызывающее у мальчиков (подростков) неудержимый рефлекторный кашель.

Преждевременная мутация , когда у мальчиков в 11, 12 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста.

Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.).

Запоздалая мутация . Сюда относятся случаи мутации голоса, проявляющейся значительно позже наступления половой зрелости (через 3-4 года и более). В этих случаях гортань приходит к зрелости последним органом, связанным с половым созреванием.

Вторичная мутация – когда уже в зрелом возрасте в голосе внезапно вторично обнаруживаются явления мутации (резко бросающиеся в глаза тембровые изменения голоса).

Согласно наблюдениям доктора Левидова, "…мутационному периоду у мальчиков в большинстве случаев предшествует некий предмутационный период , длящийся обычно несколько месяцев. В течение этого времени в голосе мальчика начинает появляться некоторые признаки приближающейся мутации, вначале очень слабые, но затем постепенно усиливающиеся. Главные признаки – быстрая утомляемость голоса и нежелание петь, а иногда еще не совсем чистая интонация при пении", поскольку мальчику труднее становится справляться с верхними звуками своего диапазона вследствие роста голосовых связок в длину. "Ларингоскопия часто обнаруживает явления незначительно выраженного катара гортани (слизь на связках)".

Второй период – собственно мутационный – характеризуется более выраженной окраской голосовых складок, а иногда и всей слизистой оболочки гортани, секреторная функция которой нарушается, при этом уменьшается или увеличивается количество выделяемой слизи. Отмечаются утолщение и гиперемия голосовых складок с красным, серо-розовым или желто-красным оттенком. Это явление следует рассматривать не как воспаление, а как физиологическую гиперемию, всегда сопутствующую воспалительному процессу при усиленном росте. Физиологическая гиперемия является благоприятной почвой для развития настоящего воспаления слизистой оболочки гортани в мутационном периоде при неосторожном, нерациональном обращении с голосом.

Кроме того, в период мутации у мальчиков отмечается значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низким. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением как речевого, так и певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы его и соскакивания звуков с высоких на низкие и наоборот, что в вокальной практике называется киксами.

Профессору Левидову также удалось установить, "...что мутация голоса у мальчиков тоже обычно не кончается сразу". Несколько месяцев, а иногда и больше, длится период, называемый послемутационный . Он характеризуется тем, что при полной смене голоса, когда последний звучит уже совсем по взрослому, и диапазон как будто уже вполне установился, а пение для юноши не представляет никаких особых затруднений, - катаральные явления в гортани упорно держаться; даже после непродолжительного пения можно констатировать интенсивное покраснение голосовых связок и обилие вязкой слизи.

Также, послемутационный, период характеризуется относительно быстро наступающим утомлением голоса, некоторым нарушением вибраторной функции и розоватой окраской голосовых складок, появляющейся после пения. В этом периоде закрепляются все элементы грудного механизма голосообразования, благодаря чему в послемутационном периоде голос юноши приобретает свойства взрослого человека. Изменения диапазона, силы и тембра голоса, манеры звукообразования в этом периоде находятся в тесной связи с происходящими изменениями в организме и психике мальчиков.

Окончательное оформление своего развития человеческий организм получает примерно к 20 годам. Хотя рост гортани к этому времени и заканчивается, все же он может отставать от роста грудной клетки, получается несоответствие в работе дыхания и голосовых связок; мышечная сила последних еще недостаточно окрепла, и в послемутационном периоде (наиболее продолжительном) голосовые связки нуждаются в соответствующем режиме.

Н.Д. Орлова подчеркивает, что по наблюдениям Е.Н. Малютина самый опасный период послемутационный, когда насильственно меняются детские автоматизмы, от чего связки начинают перенапрягаться, приходят в гипертоническое состояние, что неизменно влечет за собой их гипотонию – ослабление, недосмыкание, неравномерную работу правой и левой связки. Осторожность в пении должна соблюдаться молодежью и дальше, когда голос уже вполне сформируется, в особенности, если не было раньше никакой подготовки.

Воспаление катаральное (i. catarrhalis; син. катар ) В. слизистых оболочек, характеризующееся образованием обильного экссудата различного характера (серозного, слизистого, гнойного, серозно-геморрагического и др.) и отеканием его по поверхности слизистой оболочки .

ткани (артериальная, активная гиперемия) или затрудненном ее оттоке (венозная, пассивная, застойная гиперемия). Сопутствует всякому воспалению. Искусственную гиперемию вызывают с лечебной целью (компрессы, грелки, банки ).

изменение голоса в период полового созревания (у мальчиков в возрасте 14-15 лет, у девочек - 13-14 лет), обусловленное быстрым ростом гортани. Размеры гортани в течение этого периода увеличиваются у мальчиков на две трети, у девочек - на одну треть. Соответственно этому и М. г. выражена у мальчиков более резко. За время М. голос у мальчиков понижается больше чем на октаву, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким, нередко становится хриплым, приобретая неприятный, резкий тембр. У девочек переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего на два тона; период М. г. протекает у них более спокойно, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции. Какой-либо закономерной взаимозависимости между характером детского голоса и образующегося из него голоса взрослого человека не наблюдается. Из низкого детского голоса (альта) может образоваться высокий голос взрослого (тенор, сопрано), и, наоборот, из дисканта мальчика - бас, девочки - контральто. Такая обратная зависимость отмечается даже чаще.

Длительность мутационного периода колеблется в норме в пределах от одного или нескольких месяцев до 2-3 лет. Обычная его продолжительность- около полутора лет.

Иногда наблюдается т. н. патологическая М. г.: преждевременная (в возрасте 10-11 лет), поздняя (в возрасте 19-20 лет), затянувшаяся (продолжающаяся иногда в течение 3-5 лет). Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. Во всех случаях патологической М. необходима консультация врача-эндокринолога.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8