» » Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка. Обучение детей финансовой грамотности Правильный выбор: куда тратить деньги

Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка. Обучение детей финансовой грамотности Правильный выбор: куда тратить деньги

Деньги на мелкие расходы получают около 78% школьников. Если подросток не имеет возможности получать доход из других источников - например, благодаря подработкам или стипендии, то практические навыки обращения с деньгами он будет наращивать уже после достижения трудоспособного возраста. Но позднее знакомство с деньгами может стать причиной высокорискового поведения и снижения благосостояния в будущем, поэтому знакомство с полем финансовых возможностей, рисков и стратегий лучше не откладывать на «18+».

Дети и деньги

В среднем, через детский карман проходит 400 рублей за неделю. Дети с большим удовольствием «проедают» их - конфеты, мороженое, чипсы. На питание в школе уходит половина - 200 рублей, траты на мобильную связь, кино и подарки уступают в популярности. При этом только треть опрошенных родителей (33%) регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, время от времени это делает 29% участников иисследования НАФИ.

Как следствие - дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно. Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными. Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами - индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн. Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом. Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия , которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России. На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события - некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики. Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет - «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, - «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг - как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров. Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами. Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец». Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано -дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы - ответить на вопрос или разгадать ребус. Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины. Этот формат - следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике. У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д. Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.

Мировой опыт

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения - $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн. При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов. Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка. Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5. Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%. Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно. Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету.

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее. Сколько баллов и за какие достижения - решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию. Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы. О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Финансовая грамотность не включена в школьную программу, что удивительно, ведь наличие или отсутствие этих знаний во многом определит качество жизни ребёнка в будущем. Мы решили восполнить этот пробел. С помощью финсоветников мы выбрали 18 главных понятий, которые нужно объяснить ребёнку до окончания школы и разбили их на 5 уровней сложности в соответствии с возрастом. В течение недели мы будем рассказывать, чему и как учить детей по мере их взросления.

Как учить

По словам создателя финансового приложения UPUP для родителей и детей Романа Потёмкина, начинать говорить с ребёнком о деньгах никогда не рано. Так познакомить малыша с банкнотами и монетами можно уже в возрасте до трёх лет. Нужно считать деньги при ребёнке, показывать, где их нужно хранить, ещё лучше – включить деньги в игры с малышом, например, в игру в «магазин». В общем, нужны наглядные примеры их использования.

«В качестве примера могу привести понятие «инфляция», которое сложно объяснить ребёнку. Я предлагаю представить инфляцию в виде червячка, который «поедает» бумажные деньги, тем самым показывая, что при инфляции денег становится «меньше», – делится эксперт.

Ещё один способ – объяснять всё своими словами на примерах из жизни. «Сначала вы можете посмотреть правильное определение интересующего вас термина в словаре, а затем подумать, на каких бытовых примерах, историях из жизни, примерах из книг, фильмов можно разобрать этот термин. И потом уже с подготовленными весёлыми и интересными примерами заводить разговор с ребёнком», – рассказывает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Это к вопросу о форме обучения. Следующий шаг – определить, в каком возрасте, какие понятия будут ясны ребёнку. В финансах нет простых определений, поэтому и чётких границ по возрастам нет. «Каждое понятие можно объяснить ребёнку практически в любом возрасте, вопрос в углублённости этих объяснений. У меня есть примеры из практики, когда дети в четыре года рассказывали, пусть и своими словами, что такое кредит. Просто по мере взросления нужно углублять материал, повторять и расширять каждое полученное на предыдущей ступени изучения знание, предлагать задачи и кейсы для решения, и обязательно применять всё на практике. Иногда одно посещение банка даст гораздо больше, чем 2 теоретических урока с объяснением, что это такое и какие операции он выполняет», – говорит Саида Сулейманова.

Чему учить

С помощью финансовых экспертов мы определили 18 основных понятий, которые должен освоить каждый ребёнок до того, как окончит школу:

  • деньги;
  • экономия;
  • бюджет;
  • накопления;
  • банковская карта;
  • банки;
  • страховые компании;
  • кредит;
  • вклад;
  • налоги;
  • инфляция;
  • пенсия;
  • кредитная история;
  • инвестиции;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • банкротство;
  • мошенничество и безопасность денег;
  • финансовая пирамида.

Этот список можно разделить на пять уровней сложности. Их мы и предлагаем использовать в качестве возрастного ориентира.

Возраст от 4 до 6 лет

Деньги

«В 4-6 лет ребёнок только знакомится с миром денег. Он видит, что для того, чтобы купить домой продукты, или игрушку самому ребёнку, родители достают из кошелька разноцветные бумажки – деньги. Иногда спрашиваешь у детей, откуда берутся деньги, а они отвечают – из тумбочки или из банкомата. Поэтому в этом возрасте ребёнку уже можно объяснить, что такое деньги, и что их нужно зарабатывать», – рассказывает Ирэн Шкаровская.

В привязке к этому, можно ещё добавить в обучающую программу слово «банкомат», считает Саида Сулейманова. По её словам, многие дети в этом возрасте полагают, что деньги там и появляются сами по себе, поэтому будет полезно рассказать про связь денег с банкоматом – местом для получения денег.

Экономия

Рассказы о деньгах должны плавно перетечь к разговорам об экономии. По словам Ирэны Шкаровской, детям уже можно объяснить, что для того чтобы денег хватало на все нужные вещи, надо уметь экономить.

Суть экономии в том, чтобы не тратить все деньги сразу на мелкие покупки, а часть «бумажек» беречь и откладывать отдельно. И когда их накопится много, можно будет купить уже что-то большое. Например, пусть первую неделю родители каждый день ходят вместе с ребёнком в магазин и покупают ему по две шоколадки, а во время второй недели пусть малыш получает лишь по одной шоколадке, не потраченные же на сладости деньги нужно откладывать в копилку. По истечении семи дней на сэкономленные деньги мама с папой должны купить сыну или дочке целую упаковку шоколадок или игрушку. Этот пример выступает и в качестве наглядной и понятной иллюстрации для ребёнка, и одновременно формирует у него приятные ассоциации с экономией.

Возраст от 7 до 9 лет


Копилка

Копилка – это сразу и про накопления на мечту, и про финансовое планирование. Термин лучше объяснять на практике, предложив ребёнку механизм, позволяющий ему накопить самостоятельно на своё очередное «хочу».

«Можно поговорить о том, что если ты мечтаешь о планшете, о том, что он у тебя когда-то будет, то эта мечта. А вот если ты совместно с родителями выбрал планшет определенной марки, узнал, сколько он стоит, запланировал, что если ты будешь экономить каждую неделю часть карманных денег, то через определённое количество месяцев ты накопишь стоимость половины планшета, а родители добавят тебе вторую половину, и заветный планшет станет твоим, то тогда мечта становится финансовой целью. И путь её достижения – это твой первый финансовый план», – приводит пример начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Кстати, по мнению создателя приложения UPUP Романа Потёмкина, ребёнок может быть уже готов к своим первым карманным деньгам будучи первоклашкой. Лучше всего выделять деньги один раз в неделю в определённый день, скажем, по понедельникам.

Бюджет

Бюджет – это все те деньги, которыми семья распоряжается, все доходы и расходы семьи. Пополняется он из заработной платы мамы и папы. Это дети поймут легко. Чуть сложнее будет объяснить, на что он расходуется, как за этим следить и почему родители не могут купить всё и сразу.

Некоторые эксперты советуют завести три банки, копилки или коробки, наклеить на них соответствующие надписи: «на мечту», «на обед», «на сладости», это аналоги текущих, обязательных расходов семьи, накоплений и расходов на развлечения. Далее ребёнку нужно разрешить самостоятельно распределять среди них свои карманные деньги. При этом важно дать понять, что если тратить всё в начале недели и на одни шоколадки, то остальное время в школе придётся ходить голодным, а ещё перенести покупку «планшета» на более долгий срок.

Возраст от 10 до 12 лет

Банки, вклады и кредиты

Самый эффективный способ объяснить что-то ребёнку – это показать на практике, привести пример из жизни. Поэтому рассказывать, что такое банк, будет лучше всего, да и интереснее, прямо на месте – в офисе банка.

Финансовый консультант компании «Личный капитал» Андрей Сенчугов предлагает свою трактовку слова «банк», адаптированную для детей: «Банки – это финансовые организации, которые помогают людям и компаниям. Они берут у людей деньги на хранение и платят им за это определённую сумму (проценты). Когда ты кла­дёшь деньги в банк, то тебе говорят, на сколько процентов увеличится твой вклад через год. Допустим, процент по вкладу равен 10%. Ты положил в банк 10 тысяч рублей. Тогда в конце года у тебя будет 11 тысяч рублей. Также банки выдают людям деньги в кредит, на время. За то, что банк даст тебе деньги, ты заплатишь дополнительную сумму, она называется процент по кредиту. Например, ты взял у банка 10 тысяч рублей на один год, а затем должен вернуть 11 600 рублей».

Остаётся объяснить ребёнку две главные вещи о кредитах:

  1. Занимать у банка нужно только по необходимости и лучше всего на крупные покупки, на которые самим копить очень долго – например, на машину.
  2. Кредит нужно отдавать по частям, строго раз в месяц.

Страховые компании

В отношении страховых компаний Андрей Сенчугов советует провести аналогию с зонтиком, который защищает от плохой погоды. «Страхование придумали, чтобы помочь нам сохранить наше здоровье, жизнь, имущество», – говорит эксперт.

Если чуть детальнее, то страховые компании – это организации, где продают страховой полис, который в случае неприятностей можно будет обменять на крупные деньги. Не лишним будет пример, допустим, со страхованием велосипеда. Если он будет застрахован, а его украдут, то страховая компания даст деньги на покупку нового.

Банковская карта

«Уже в этом возрасте ваш ребёнок может начать пользоваться банковской картой, привязанной к вашему счёту, поэтому ему стоит рассказать и о картах тоже», – считает Ирэн Шкаровская из банка «Хоум кредит».

Родителям будет легко показать на практике, как с помощью банковской карты можно оплатить покупки в магазине, просто вставив карту в специальное устройство на кассе и введя ПИН-код, заплатить за обед в столовой или снять через банкомат бумажные деньги. Важно предупредить ребёнка о двух вещах. Во-первых, что никому нельзя называть ПИН-код от карты. А, во-вторых, что снимать с карты наличные деньги лучше как можно реже – карту удобнее носить с собой, чем несколько купюр и мелочь, и так безопаснее.

Разобравшись с важными для детей 10-12 лет финансовыми понятиями можно переключить их внимание на более интересные, но не менее полезные вещи, допустим, спланировать вместе с ними их первую эффективную покупку. «В этом возрасте дети уже могут выбирать товары, сравнивая различные условия. Поэтому если вы планируете что-то купить, например, велосипед, то обсудите вместе с ребёнком, какие у велосипеда есть характеристики, где велосипед дешевле – в магазине или в интернете, есть ли на него сезонные скидки», – советует Шкаровская.

Возраст от 13 до 15 лет

«В 13-15 лет ребёнок уже может сам искать и анализировать информацию. Вы можете порекомендовать ему ссылки на материалы о способах заработка для подростков, обсудить темы налогов и инфляции. Также можно затронуть темы пенсии и кредитной истории, которые нужно копить смолоду», – считает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Налоги

Здесь всё просто. «Налоги – это деньги, которые вычитаются из зарплат всех взрослых и отдаются государству. На эти деньги строятся дороги, содержатся школы и детские сады, лечатся больные, платятся пенсии уже не работающим людям и т. д.», – приводит своё упрощённое объяснение финансовый консультант компании «Личный капитал» Андрей Сенчугов. Можно ещё добавить, что с зарплаты родителей на эти нужды ежемесячно вычитаются 13%.

Инфляция

Предположим, что вы последовали совету независимого финансового советника Саиды Сулеймановой, который она дала ещё в первой части, и в раннем детстве сформировали у ребёнка образ инфляции в виде червячка, который «поедает» бумажные деньги. Что же, тогда ему будет сейчас проще понять расширенную трактовку инфляции, как потери покупательной способности денег. Звучит как «абракадабра», но на деле всё проще. «Представим, что в начале года банка coca-cola стоила 50 рублей, а в конце года 60 рублей. В твоём кошельке 50 рублей. Получается, что в начале года ты мог купить банку coca-cola, а в конце года тебе не хватает денег. Вывод: количество денег в кошельке не изменилось в течение года, а цены увеличились», – объясняет Андрей Сенчугов.

Пенсия

По словам финансового консультанта компании «Личный капитал», пенсия – это ежемесячные пожизненные доходы женщин в возрасте от 55 лет и мужчин от 60 лет, которые им выплачивает государство.

На эти деньги и живут пенсионеры. Так как государство платит маленькую сумму, то жить в старости будет сложно, придётся постоянно экономить. Поэтому следует в молодости начинать заботиться о таких вещах и копить на пенсию ещё и самостоятельно.

Кредитная история

Школьнику будет проще понять суть кредитной истории, если провести аналогию с дневником заёмщика, куда банк ставит оценки по его дисциплине погашения кредита. «В нём указываются все кредиты, которые взял и отдал человек банкам. Другими словами – это рейтинг человека в глазах банка или кредитной организации. Чем лучше ты справляешься с финансовыми делами: платишь налоги, вовремя отдаешь долги и разделываешься с коммунальными и другими счетами, тем больше «лайков» тебе ставит банк. Если «лайков» достаточно, ты можешь взять кредит по низкой ставке на покупку дома или машины», – говорит финансовый консультант Андрей Сенчугов.

Но если «отметки» в кредитной истории плохие, то банк кредит уже не даст и исправить это будет сложно, поэтому важно беречь её.

Мошенничество и безопасность денег

Тема безопасности одна из самых важных. Родителям предстоит серьёзный разговор с детьми. Начните с того, что средства на банковской карте воруют также, как и наличные. Только методы воровства здесь другие. Мошенников можно разделить на два типа. Одни устанавливают специальные устройства на банкоматы, воруют данные с карты, создают их копии и через них снимают все деньги со счёта жертвы. Это скимминг.

Другие – с помощью смс, электронных писем и звонков вводят человека в заблуждение, узнают личные, персональные данные его карты и с их помощью переводят деньги на свой счёт. Это фишинг.

Защита от мошенников всегда одна – внимательность. Лучше всего пользоваться банкоматами в самом отделении банка или крупном торговом центре, нельзя вставлять карту в картоприёмник, если он неплотно прилегает к устройству или шатается (это может быть специальная насадка мошенников). При вводе пин-кода важно прикрывать клавиатуру рукой. Если пришло письмо или сообщение от банка с просьбой назвать одноразовый пароль, например, для отмены ошибочной операции или разблокирования карты, то ни в коем случае нельзя на него отвечать. Мошенники часто притворяются сотрудниками банка, но настоящим сотрудникам все эти данные не нужны.

Возраст от 16 до 17 лет

Сложность терминов повышается, но задача родителей упрощается. Возраст уже позволяет молодым людям самим работать с нужной информацией, взрослым надо лишь направить их. «Вы можете посоветовать вашему ребёнку самостоятельно изучить темы страхования, инвестиций, банкротства, и потом вместе всё это обсудить», – считает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Инвестиции

Инвестиции – это вложение денег с целью получения дохода, но, по словам финансового консультанта компании «Личный капитал» Андрея Сенчугова, здесь никто не может вам дать гарантии сохранности и приумножения капитала, в отличие от банковских депозитов. Но если повезёт, то заработать получится больше чем в банке. Инвестировать можно в бизнес, покупая ценные бумаги компаний, в недвижимость или, например, в драгоценные металлы.

Список инструментов, которые инвестор выбрал для вложения своих средств, называется инвестиционным портфелем. «Это корзина, куда входят разные виды инвестиционных инструментов: депозиты, акции, облигации, недвижимость и ценные металлы», – говорит Сенчугов.

Обычно инвесторы распределяют риски, вкладывая в разные активы. Если один из них упадёт в цене, другой может вырасти и, как минимум, компенсировать потери от первого.

Участники рынка ценных бумаг: брокер, биржа, депозитарий

Чтобы купить акции (маленькую долю компании, которая даёт право на получение дохода в виде дивидендов и на часть собственности в случае её закрытия) необходимо воспользоваться услугами брокера.

«Брокер – организация или частное лицо, который является посредником между продавцом и покупателем», – объясняет финансовый консультант Андрей Сенчугов.

Сделки купли-продажи проходят на специальной площадке, которая называется биржей. Вся информация о купленных инвестором акций хранится в депозитарии. «Депозитарий – это организация, которая ведёт электронный журнал. В журнале указывается информация, сколько ценных бумаг принадлежит компании А или сколько ценных бумаг принадлежит человеку Б», – рассказывает Сенчугов.

Финансовая пирамида

«Финансовая пирамида – организация или группа людей, которые обещают очень высокие доходы (золотые горы), а в итоге исчезают», – говорит финансовый консультант компании «Личный капитал». Слишком высокая доходность в короткие сроки – главный признак финансовой пирамиды. Первые вкладчики действительно получают большой доход, но происходит это не за счёт удачных инвестиций компании, а за счёт денег второй партии вкладчиков, вторая партия зарабатывает за счёт средств третьей и так до тех пор, пока пирамида не рухнет, и под её завалами пропадут накопления четвёртой, пятой, шестой, седьмой и всех последующих «партий». Здесь родители могут рассказать о том, как в 90-х пострадали от финансовой пирамиды «МММ» их родители, соседи или знакомые. Пример из жизни – лучшее предостережение.

Банкротство

К процедуре банкротства прибегают компании или люди, которые заняли слишком много денег, но из-за возникших финансовых проблем не могут их вернуть. Суд признаёт их банкротами, практически всё имущество, которое у них есть, уходит в счёт погашения долгов, а остальное списывается.

Пять лет после такой процедуры частное лицо не сможет взять кредит, но и после этого срока у него это вряд ли получится. Кредитная история банкрота всё равно, что дневник «двоечника» для банка.

Ну вот, пожалуй, и всё. Сложная теория позади. Но она не принесёт нужного эффекта, если на протяжении всего периода обучения родители не будут показывать детям на личном примере, как грамотно распоряжаться финансами. «Если сами вы не ведёте семейный бюджет, тратите бездумно, у вас не накоплена финансовая подушка безопасности, вы не сравниваете цены перед покупкой, то ребёнок, скорее всего, в будущем начнёт копировать поведение родителей. Прививать финансовую грамотность нужно всей семье», – подчёркивает Ирэн Шкаровская.

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.