» » В социологии семья рассматривается как. Семья как объект социологического исследования. Смена парадигм в изучении семьи

В социологии семья рассматривается как. Семья как объект социологического исследования. Смена парадигм в изучении семьи

Основные вопросы темы

1. Семья как первичная социальная организация.

2. Функции семьи.

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна).

4. Перспективы семьи и семейная политика.

5. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.

6. Семья как элемент социополовой стратификации.

Семья как первичная социальная организация.

Семья - фундаментальная единица социальной структуры общества. История не знает такого общественного устройства, где отсутствовали бы семья и родственные отношения.

Семья - это важнейший фактор выживания и укрепления социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизведения населения и социализации потомства невозможно воспроизводство всех социальных структур, обеспечивающих социальную жизнь.

Семья - это важнейший фактор очеловечивания отношений между людьми, важнейший механизм самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого рада общечеловеческих ценностей.

Семья является как социальным институтам, так и первичной малой группой, что определяет своеобразие ее места и роли в социальной структуре общества.

Функционирование семьи в качестве социального института образует макроуровень ее бытия. Она представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи и определяются присущие им роли и статусы. Главной характеристикой бытия семьи на этом уровне является ее органическое единство с нормативно-институциальной системой общества. Включенность семьи в эту систему на правах ее целостной подсистемы, отражает уровень ее внешней социокультурной детерминации (правовой, моральной, религиозной и т.д.) и предопределяет ее внешние социальные функции. Функционирование семьи в качестве первичной малой группы образует микроуровень ее бытия. Как малая первичная группа семья представляет собой, во-первых, особого рода союз между супругами, родителями и детьми, основанный на неформальных, доверительных отношениях между ее членами, во-вторых, особого рода нравственно-психологическую общность людей, объединяющую их не толы® на основе общих интересов, но и на основе общих чувств, симпатий, духовной близости, любви и взаимной ответственности. Главной характеристикой семьи как малой группы является ее относительная автономность. Функционирование семьи на этом уровне (как "единство взаимодействующих личностей" Э.Берджесс) порождает многообразие "личных практик" семейной стратегии и тактики.

Макро- и микроуровни бытия семьи, в реальной практике семейной жизни слиты воедино, что позволяет социологу видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются макротенденции ее изменения. Можно смело утверждать, что состояние семьи всегда симптоматично, так как она воспроизводит в миниатюре картину тех противоречий, посредством которых движется общество на определенном этапе своего развития.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность (организация) людей, связанных узами "супружества" - "родительства"" - "родства", осуществляющая воспроизводство населения и межпоколенную преемственность, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов.

Понятие семьи отражает целостность семейной организации (в триединстве своих подсистем) на базе общих чувств, интересов и структуры, а также ее функционально-целевую направленность.

Понятие "брак" отражает социально-правовые отношения между супругами как граждан государства, т.е. приобретение прав и обязанностей, вступающих в брак по материальному обеспечению детей и нетрудоспособных членов семьи, по воспитанию подрастающего поколения. С другой стороны, через брак гарантируется правовая защита и финансовая поддержки семьи со стороны государства.

Сущность социальной природы семьи расчитывается через ее функции, структуру и ролевое взаимодействие ее членов. Под функциями семьи понимается набор выполняемых ею видов деятельности. Под структурой - совокупность отношений между членами семьи, включающую кроме отношений родства, отношения власти, авторитета, лидерства и т.п. Под ролевым взаимодействием в семье понимается совокупность норм и образцов (стереотипов, стандартов) поведения одних членов семьи по отношению к другим (мужа к жене, отца (матери) к детям и т.д.). Эти характеристики семьи не статичны. Напротив, их изменение отражает ход как исторического, так и социального времени (фиксирующего так же и темпы общественных преобразований).

В центре внимания социологии находится та модель семьи, которая сформировалась в результате перехода человечества от традиционного общества (и культуры) к обществу (и культуре) модерна, т.е. современного индустриального (и постиндустриального - на Западе) общества. Этот процесс имеет закономерный характер и, как следствие, общецивилизационные черты. Однако он осуществляется в конкретно-исторических формах и несет на себе печать социокультурных особенностей. Важнейшая задача социологии семьи состоит в том, чтобы через анализ ведущих мегатенденций современности проследить ход изменения семейных типов и стратегий, определить их вектор в будущее.

Функции семьи.

Содержание деятельности семьи раскрывается через те функции, которые она выполняет по отношению к обществу в целом (внешние, социальные функции), так и по отношению к своим членам (внутренние, индивидуальные функции). Выделяют такие функции семьи как репродуктивная, функция социализации и воспитания детей, экономическая (поддержание несовершеннолетних и нетрудоспособных членов), функция нравственной регламентации, статусная, досуговая, сексуального контроля. Функции наиболее важные для социального воспроизведения социума и имеющие универсальный характер в силу своего социокультурного постоянства, называются специфическими (или собственно семейными). Они вытекают из сущности семьи и ее особенностей как социального явления, а именно, рождения (репродуктивная функция), содержания и социализации детей. Это комплекс функций, непосредственно связанных с обеспечением социального воспроизведения индивида и общества в целом.

Положение семьи как агента социального воспроизводства в обществе двойственно. Во-первых, через нее накапливается и передается социальный опыт предшествующих поколений в форме традиций, норм и ценностных ориентации индивидов. При этом семья активно влияет на процесс социализации личности ("первичная социализация"), и определяет ее темпы и направление. Во-вторых, семья сама подвержена воздействиям социальной макросреды. Будучи одним из социальных институтов, она зависит как от состояния социальной системы в целом, так и от ее отдельных подсистем. Являясь важнейшим посредником между индивидом и объективными реалиями макросреды, семья становится проводником ценностей и традиций, господствующих в данной социальной системе, именно ей общество делегировало часть своих полномочий по социализации личности. Она готовит индивида к конкретному социально-профессиональному статусу, к достижению определенного уровня образования, к определенному характеру внепроизводственной деятельности через формирование ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских и пр. ориентации индивида.

К числу неспецифических функций семьи относят те, к выполнению которых семья оказалась привлеченной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах, а именно: накопление и передача собственности, статуса; домохозяйства; организация отдыха и забота о здоровье и т.д.

По мере эволюции общества и изменении требований, предъявляемых к семье (как социальному институту и малой группе) трансформируется содержание сфер семейной деятельности. Характеризуя своеобразие нынешнего периода в эволюции статуса семьи, следует отметить две наиболее значительные тенденции, обозначившиеся в XX в.

Во-первых, вследствие растущей дифференциации и специализации общественного труда объем социальных функций семьи резко снижается за счет исключения из числа семейных таких функций как образовательная и воспитательная (школы и детские сада), экономическая (производственная сфера), досуговая (сфера развлечений) и т.д. У.Огборн. осмысливая это явление, выдвинул идею "перехвата семейных функции" как отражение прогрессивного процесса совмещения другими социальными институтами выполнение "семейных функций". Но у этого процесса есть и теневая сторона, а именно: в результате сокращения общего объема своих функций (неспецифических), снижается эффективность выполнения ее специфических функций.

Во-вторых, при сохранении в основном своих главных функций (репродуктивной, социализации и воспитания) в качестве социального института, акцент семейной деятельности явно смещается в сферу ее функционирования в качестве первичной малой группы, т.е. в сторону доминирования эмоциональной, сексуальной и духовной сфер.

3. Семейные изменения (от патриархальной семьи к семье эпохи модерна)

XX век ознаменовался окончанием господства той модели моногамной семьи, которую именуют "патриархальной" и быстрыми темпами становления модернистской (современной) ее модели.

Тенденции изменения как статуса семейно-брачных отношений, так и всех фаз семейного цикла (формирование, становление, трансформация и пр.) неоднозначно оцениваются социологами, демографами, статистиками, правоведами. Этот процесс характеризуют как "институциональный кризис семьи", "упадок семьи", а его призна­ками считают падение рождаемости, снижение статуса брака, рост числа свободных союзов и других форм совместной жизни, рост темпов числа разводов и внебрачных детей и пр. С другой стороны, этот процесс оценивается как "преодоление институциального отставания семьи, ее модернизация, который предстает как расширение свободы выбора мужчин и женщин в семейной и социальной областях, равенство партнерства.

Положение семьи в современном мире - это скорее распутье между обесценившимся прошлым и неопределенным будущим; оно - закономерный результат социокультурного развития человечества, отразивший все противоречия эпохи.

Становление современного типа общественного устройства (индустриального общества) породило комплекс социально-экономических, социально-демографических, духовно-нравственных, политико-правовых и других, факторов, которые обусловили коренное изменение ценностно-нормативной структуры общества в целом и трансформацию социального института семьи (как особого ценностно-нормативного образования, регулирующего внутрисемейную деятельность и определяющего ролевое поведение и статус членов семьи).

Каковы наиболее существенные из цивилизационных факторов, повлиявших на появление новых норм и стандартов семейной жизни и половой морали? Во-первых, индустриализация производственной сферы, повлекшая изменение механизмов социальной стратификации, активизацию социальной мобильности всех видов и форм, массовое вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности. Во-вторых, урбанизация, повлекшая за собой изменение механизмов социального контроля со стороны общества за поведением людей в правовой, нравственной и сексуальной сферах. В-третьих, демократизация всех социальных институтов общества. Именно она привела к отделению сферы личной жизни людей, в том числе и семейной от государственного диктата. Она привела и к "приватизации семьи", превращения ее из производителя моральных ценностей в их потребителя, в "вынужденное убежище" растерянных людей.

Модернистское общество постепенно сформировало новую систему, ценностей и норм, что незамедлительно отразилось на процессах семейных изменений. Так, основу патриархальной семьи образовывали т.н. ценности "фамилизма" (родства), где главенствуют долг, семейная солидарность, самопожертвование, традиционализм, дети, ответственность. Фундаментом модернистской семьи становятся ценности "индивидуализма", где в центре личностная автономия, права индивида, свобода выбора, самоактуализация и самоутверждение человека. Если базовым принципом внутрисемейной организации и ролевого поведения (супругов, родителей и детей) в патриархальной семье является принцип зависимости (жены от мужа, детей от роди­телей), то в основе организации и ролевой стратегии модернистской семьи - принцип эгалитарности (равенство мужа и жены, признание относительной автономии детей от родителей). Если патриархальная семья на всех стадиях семейного цикла регламентируется извне (обычаями и религиозными предписаниями), то модернистская семья формируется и функционирует на основе внутренней избирательности индивидов, интерпретирующих стандарты и социокультурные нормы на базе своих потребностей и интересов как личности. Основу концепции современной семьи составляют современные взгляды на свободу как свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении максимально удовлетворить потребность в самоосуществлении каждого члена семьи, на равенстве партнерства (во всех подсистемах семейного целого).

Вражда полов и поколений - неизбежный спутник патриархальной семьи. Современная семья (в идеале) способна создать предпосылки для нового типа взаимоотношения полов и поколений. Но не бывает приобретений без потерь. Разрушение абсолютной родительской власти и авторитарной системы воспитания детей (фактически сводившейся к физическому выращиванию) делает возможной демократизацию всей системы социализации и воспитания детей в семье как полно­ценных личностей. С другой стороны, предпочтение индивидуальной свободы ценностям семейной сплоченности и малодетности может привести к разгулу эгоизма (как супругов, так и родителей, и детей) и индивидуализма. В современном обществе уже утвердились стереотипы, закрепляющие стандарты малодетности: наиболее распространенной стала нуклеарная (или простая) семья, состоящая только из супру­гов и их детей; либерализация воспитания иногда приводит к тому, что внимание детей к своему внутреннему миру вытесняет авторитет родителей.

Главную причину изменений, происходящих в современной семье, социологи усматривают в автономизации принятых в обществе морально-правовых норм, культурных ценностей и стандартов полоролевого поведения людей. С другой стороны, на характер изменений влияют многообразные формы "личной практики" взаимоотношений полов и интерпретация норм, ценностей и стандартов на личном уровне. Эта тенденция является более динамичной и активной.

Истоки процесса следует искать в величайшем открытии человечества в XX веке, а именно - в открытии личности (признание ценности индивидуальной автономии и индивидуального права выбора людей, например, стиля жизни, форм полового поведения и семейной стратегии).

Внутренний мир - это, прежде всего эмоциональное доверительное общение человека с самим собой и другими людьми в контексте межличностного равенства. Здесь эмансипация мужчин и женщин от власти государства и традиций означает "радикальную демократизацию личности". Изменение статуса внутреннего мира человека имеет важнейшее значение для присущих современному обществу типов семейных отношений по двум основным причинам. Во-первых, в результате появления эмоциональной избирательности (любви) и, во-вторых, вследствие превращения эротизма (сексуальности) в ведущую основу взаимодействия полов и семейной стратегии.

Современный брак - это союз равных в своем праве выбора, свободных от принуждения традиции и давления третьих лиц, мужчин и женщин. Ведущим фактором мотивации семейно-брачного поведения людей становится любовь, т.е. взаимные чувства "участников рискованного предприятия". Изменение брачной мотивации (уже в прошлом веке) влечет за собой существенные изменения в семейной жизни, такие как, во-первых, превращение дома в эмоциональную нишу и, следовательно, выделение эмоциональной функции в качестве внутренней, семейной функции; во-вторых, изменение принципов взаимоотношения родителей и детей, что связано с ослаблением власти отца и мужа, "изобретением материнства" как личностной характеристики женщины (т.е. меняется ее внутрисемейный статус), возложение на женщину обязанностей по контролю за воспитанием детей.

"Романтическая любовь" XVIII-XIX века в веке XX (по Э.Гидденсу) сменяется новым типом любви - "любовью-слиянием". Это активная любовь, зависящая от случайностей, порывающая с установками романтической любви на вечность и уникальность. "Любовь-слияние" впервые вводит эротизм (и сексуальность) как ключевой момент брака. Данный тип любви представляет собой идеальную модель для общества, где социально-статусные, профессиональные, образовательные и пр. шансы людей значительно расширяются: где укрепляются и возрастают полномочия демократических институтов, где развитие и внедрение новых технологий контроля за рождаемостью начинает определять демографическую ситуацию и пр. Этот тип любви основан на признании человеческой автономии и свободы, что безусловно относится к числу величайших достижений человеческой истории: но эта любовь приводит и к появлению "разделяющегося и разводящегося общества". Чем реальнее этот тип любви, тем менее значим поиск ""особого человека" в ситуации, где практически каждый имеет свой шанс на сексуальное удовлетворение.

В XX веке значение сексуальности, как в личной жизни человека, так и в семейной активно переосмысливается. Во-первых, становится тривиальной несводимость супружеской сексуальности к деторождению (в патриархальной культуре нормой считалась лишь связанная с деторождением и освященная браком сексуальность); во-вторых, сексуальность расширяет границы своего распространения за пределы супружеских отношений (за пределы брака) и приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Такие метаморфозы сексуальности в XX веке связывают с т.н. "сексуальной революцией" (середина 60-х годов). К причинам сексуальной революции относятся экономическое процветание западного общества, превращение урбанизации в суперурбанизацию, рост пропаганды свободной любви в средствах массовой информации и изобретение надежных контрацептивов.

Важнейшим последствием изменения стандартов сексуальности для семьи было зарождение углубляющейся в настоящее время тенденции отделения "матримониального (брачного), сексуального и прокреационного (рождение детей) повеления людей. Это привело к тому, что значительная часть мужчин и женщин или состоят в сексуальных связях, не заключая при этом брака (сожительство или "альтернативный брак"), в некоторых семьях супруги сознательно не обзаводятся детьми, и, наконец, женщины рожают детей не будучи замужем (неполная или материнская семья). Эта тенденция, с одной стороны, знаменует положительный фактор сознательного регулирования своего сексуального и прокреационного поведения супругами в модернистской семье в отличие от традиционной, но, с другой - санкционирует факт существования гомосексуальности (как мужской, так и женской), резко снижает сексуальную ответственность, стимулирует появление различного рода форм до- и внебрачного поведения молодых людей (например, "молодежные союзы" в Скандинавии, Германии, США, а так же "Годвин-брак").

В современном обществе организованном на принципах демократии, создаются предпосылки для совершенствования возникающих в его рамках семейных типов. организованных на принципах эгалитарности, где не умалялись бы человеческие достоинства и мужчин, и женщин, где бы поощрялись стремления к профессиональному и духовному росту всех членов семьи. У семьи этого типа много различных названий, каждое из которых акцентирует внимание на том или ином аспекте ее функционирования: "бикарьерная семья", "супружеская семья", "семья-партнерство" и пр. Решающим фактором появления современной семьи социологи считают изменение социального и культурного статуса женщин (как следствие их массового вовлечения в сферу профессиональной деятельности).

Выход женщины за рамки приватного мира семьи дает ей возможность личностного развития и экономическую самостоятельность, меняет характер взаимоотношений в семье и роль в воспитании детей. Если раньше семья и брак были главными статусными характеристиками женщины, то теперь они все чаще определяются ее экономическими и образовательными характеристиками. Как и мужчины, женщины все чаще ориентируются в своих поведенческих стратегиях на "достигаемый статус", т.е. на карьеру в избранной профессии. В основном эта тактика присуща представителям среднего класса. Семья, где супруги успешно сочетают семейные ценности и профессиональные интересы и получила название "бикарьерной семьи". Именно ценностное единство партнеров создает предпосылки для равномерного и симметричного распределения обязанностей и ответственности супругов при распределении внутрисемейных ролей, в том числе по отношению к детям.

Именно супружество как подсистема семейной триады становится в рамках современной семьи ведущим и определяющим, в отличие от традиционной патриархальной семьи, где центральной была подсистема родства. Выше уже было отмечено, что перераспределение центров семейной структуры есть результат изменения доминирующих семейных ценностей. Данный факт свидетельствует о возрастании значения личностного характера взаимодействия не только между брачными партнерами, но между родителями и детьми. Уважение человеческого достоинства как принцип организации супружества неразрывно связан с необходимостью разумно-дистанцированного взаимоотношения поколений (отказ от давления и силовых методов воспитания).

В рамках "супружеской семьи" формируются внутрисемейные ценности соответствующие изменившимся жизненным ориентациям личности. Исследования показывают отсутствие четкой зависимости стабильности брака от любви, что свидетельствует о сложности и многоуровневости процесса становления и развития семейной жизни. Выделяют два основных уровня внешний (поведенческий) и внутренний (ценностный). Комплекс факторов формирующих приспособительные отношения между супругами называют "адаптационным синдромом" (С.Голод), а в его структуре выделяют семь адаптационных ниш: духовную, психологическую, сексуальную, культурную, информационную, родственную и бытовую. Эта структура подвижна и иерархизирована; сдвиги в ней связаны определенными стадиями семейного цикла (молодожены, стадия до появления первого ребенка, прекращение репродуктивного поведения и т.д.). В отсутствие закрепленных традиций, ожиданий и ролей (как это было раньше), адаптация индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга, в значительной степени оказывает воздействие на стабильность брака.

Адаптация - необходимый, но недостаточный фактор для формирования прочной основы семейных отношений. Более того, "застревание" супругов на стадии поведенческого приспособления друг к другу может превратиться в "навязчивую созависимость" (Э.Гивденс). Главенство общих для партнеров рутинных обязательств или фетишизация женщиной своей роли в доме разрушительны для супружеского союза. Внутренний, глубинный, ценностный слой супружеских отношений образуют доверительность, задушевность, близость (не сводимая к сексуальности), интимность супружеского союза является атрибутом и нейтральной ценностью семьи партнерско­го типа. На житейско-практическом уровне - это взаимные симпатии, признательность и эротическая привязанность мужа и жены. Супружеская интимность предполагает целевую "интимизацию" каждого из супругов. На индивидуальном уровне интимность означает усложнение внутреннего мира и интерес к нему, стремление к самоконструированию и самоактуализации. Здесь она предстает как автономность. Супружеская интимность и индивидуальная автономность контрастны и одновременно сопряжены, т.к. автономность предполагается и предопределяется интимностью. Это величайшее завоевание семейной жизни: возможность сочетания индивидуальной автономии и чувство безопасности, защищенности (Э.Гидденс). Ценностный комплекс супружества (интимность-автономность) предполагает отношение равенства как друг к Другу, так и к детям, что играет решающую роль в преодолении насилия и унижения в сексуальной сфере (и в сфере взаимоотношений с детьми).

Однако, партнерская семья таит проблемы. Так уже с конца XIX века установлена прямая зависимость между ростом профессиональной занятости женщин разводимостью и падением рождаемости. Возможности примирения семейных и внесемейных ценностей ограничены, например, несовершенством трудового законодательства и дискриминацией женщин на рынке труда, в общественном сознании и т.д.,

В результате развития социальных институтов "перехватывающих" функции семьи (хозяйственную, воспитательную, образовательную, досуговую и пр.) нуклеарная семья оказывается в изоляции. В значительной степени повреждаются родственные (межпоколенные) отношения. Рационализация всех сфер общественной жизни (ориентация на максимизацию выгоды) поражает и семью. Весь объем семейных отношений становится объектом договоренности: от доверия к договоренности о доверии и обязательствах двух сторон как в родственных, так и в сексуальных отношениях. Многие родители ведут себя как приемные, т.е. принимают на себя обязательства и дают права детям. Попечение о детях передается не только социальным институтам, но и различного рода "специалистам"" (платные услуги). Ребенок зачастую становится "товаром" или объектом родительских амбиций. В результате - резкое падение родительского авторитета, связанное в том числе и с нежеланием или неспособностью нести ответственность за ребенка.

Очевидно, что ценностная реконструкция семьи как малой группы, как "единства взаимодействующих личностей" таит в себе и деструктивные тенденции. Стремление супругов к эмоциональной защищенности, к удовлетворению потребностей в "стабильном признании" личного тождества таит в себе опасность превращения этих стремлений в самоцель, перерождению их в эгоизм, индивидуализм и инфантицид, которые способны разрушить как личность, так и семью и общество в целом.

Главная проблема модернистской семьи сегодня, прямо связанная с ее будущим, заключается в том, в какой мере семья с зауженным кругом социальных функций и с аффектированным пристрастием к своим сугубо внутренним проблемам способна эффективно осуществлять свои специфические функции рождения, содержания и социализации подрастающего поколения.

  • Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
  • Алкоголизм и наркомания, их медико-социальная значимость и
  • БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ДОХОДЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • Семья играет особую роль во всей истории человеческого общества. И, кроме того, выступает как важнейший элемент социально-демографической структуры общества. Она стала в процессе развития человеческого общества и первой социальной группой, общностью, и одним из первых социальных институтов. Именно семья в первую очередь воспроизводит человека как биологическое существо, а также формирует из него личность, гражданина.

    СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ – это область социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных социально-культурных и социально-экономических отношениях.

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ:

    Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские обязанности.

    Семья – это социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и в то же время обладающая исторически определенной организацией социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Семья как социальная группа (наряду с иными существующими в обществе: такими, как классы, социальные слои, профессиональные и поселенческие группы) обладает целым рядом специфических особенностей. К основным из них относятся следующее:

    Семья является малой социальной группой, следовательно, в ней существует специфическая структура власти, коммуникаций, наконец, ролевая структура;

    Семья формируется и функционирует на принципах родства, поэтому состав ее достаточно стабилен, устойчив;

    Семья является важнейшим элементом социальной структуры общества, в котором в первую очередь отражаются классовые, национальные и иные социальные особенности данной структуры.

    Семья как социальный институт представляет собой систему действий и отношений, выполняющую социальные функции производства и воспроизводства человека, подверженная социальному контролю, прежде всего – системе позитивных и негативных санкций. Для анализа семьи как социального института используются следующие важные понятия: «цели семьи», «функции семьи», «нормы», «санкции».

    Семья как социальный институт возникла с самого начала формирования человеческого общества. На первых этапах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило усилить социальный контроль над браком и в то же время обесценить внерелигиозные и внеправовые санкции брака в случае, если они вступали в противоречие с интересами государства.

    Естественно, специфика семьи во многом обусловлена теми историческими условиями в которых она функционирует. Так, к особенностям современной семьи (в соответствии с данными социологических исследований) относят:

    · снижение уровня брачности;

    · рост числа разводов и числа супружеских пар, которые живут раздельно;

    · расширения явления внебрачной жизни;

    · повышения уровня внебрачной рождаемости;

    · рост числа неполных семей;

    · преобладание однодетных семей;

    · перегруз работающих женщин семейными обязанностями и др.

    Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

    Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

    В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

    Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

    Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

    ? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

    ? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    ? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

    ? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

    ? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

    ? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    ? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    ? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

    По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

    В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

    По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

    К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

    В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

    В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

    В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

    Социальный контроль

    Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

    Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

    Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

    Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

    ? регулируют общий ход социализации;

    ? интегрируют личность в социальное окружение;

    ? служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

    ? контролируют отклоняющееся поведение.

    Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – какстандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

    Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

    ? формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т. д.);

    ? неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т. е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т. д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т. п.);

    ? формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

    ? неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т. д.).

    Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этом – один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

    Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).

    Девиантное поведение

    Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

    В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

    Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально – преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

    Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30 % всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.

    Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предметом социологии и социальной психологии.

    Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом (2.4). В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества, т. е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.

    Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения (Приложения, схема 19):

    ? «инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

    ? «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);

    ? «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);

    ? бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми).

    В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

    Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. stigma – клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

    Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.

    Если социологи объясняют девиантное поведение преимуществен – но социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм – это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

    Такое разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

    По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи – открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.


    Похожая информация.


    Семья как социальная группа и социальный институт

    Понятие семьи и брака

    Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме (Н. Смелзер)

    Основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

    История семьи - фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов.

    В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт.

    На макроуровне Семья как социальный институт. В качестве института она удовлетворяет социально значимые потребности общества. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образ­цов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супруга­ми, родителями, детьми и другими родственниками. На микроуровне Семья как малая социальная группа. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей. В качестве малой социальной группы семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общно­стью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
    общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений; образцы семейного поведения; эффективность реализации ее основных функций; условия формирования и этапы развития семьи; состав семьи динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми; ролевые отношения в семье; распределение власти в семье;

    Нельзя противопоставлять семью как социальный институт и малую группу – это единый организм.

    Типология брака и семьи

    Исторические типы семьи (по Л. Моргану)

    Промискуитет - характерен для низшей ступени дикости, когда половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами.

    Кровнородственная семья - характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению; родство определялось по материнской линии.

    Пуналуальная семья - из полового общения исключаются кровные родственники. Этому типу семьи еще присущ групповой брак. Принцип эндогамии заменяется экзогамией: это браки между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. В рамках такой семьи все более частыми оказываются устойчивые связи между одним мужчиной и одной женщиной.

    Синдиасмическая семья - один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Такая семья делала известным биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, появления частной собственности.

    Моногамная семья - связь, между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

    Критерии Название (Мердок: из 186 культур) определение
    По происхождению брачного партнера эндогамия-33 культуры заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
    экзогамия-70 культур брак внутри определенной узкой группы людей (например, между родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается
    Размер брачной группы моногамия 40 брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
    а) парная семья – разновидность моногамии
    Полигамия: брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве.
    3 формы полигамного брака
    1)полигиния - 145 (многоженство) самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
    2)полиандрия (многомужество) - 2 редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    3) групповой брак когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах)
    Место жительства супругов Патрилокальные - 101 супруги живут в семье мужа;
    Матрилокальные - 24 супруги живут в семье родителей жены;
    неолокальные -13 супруги поселяются отдельно от родителей.
    Современ. формы брака Современ. формы брака Открытый брак
    Пробный брак временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак»
    Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. (Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в 18в. У. Годвином.)
    Конкубинат (лат. /Concubinatus- в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения/. стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. Вариант полигинии;
    Открытый брак признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

    i. Функции семьи:

    2) репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне.

    3) воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

    4) хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    5) экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

    6) функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

    7) духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

    8) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    9) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    10) эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.


    Похожая информация.


    Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

    Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

    В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

    Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

    Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

    ? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

    ? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    ? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

    ? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

    ? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

    ? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    ? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    ? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

    По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

    В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

    По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

    К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

    В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

    В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

    В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.


    | |